Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.

Налоговое резидентство юридических лиц — что это?

17.02.2014 — 14:51

В международной практике понятие налогового резидента, как для физических, так и для юридических лиц, - одно из основополагающих при их налогообложении. Отличие налогового резидента от нерезидента, в общем-то, заключается в том, что резидент, как правило, уплачивает налог со всего своего дохода (полученного внутри страны или за рубежом), а нерезидент – только с дохода, полученного от коммерческой деятельности в этой стране. Чтобы не оказалось так, что одно и то же лицо уплачивает налог дважды – в стране своего резидентства и в стране получения дохода, между странами заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения. У России сейчас 80 действующих соглашений.

На данный момент, в отличие от многих других стран, в России нет понятия налогового резидентства для юридических лиц. Налогоплательщики-юридические лица определены как «организации», и их налоговых статус определен одним критерием: местом их регистрации. Между тем, как известно, нередко за рубежом регистрируется компания, которая, по сути, является «ширмой» и действительности никакой реальной деятельности не ведет, а управляется из России ее реальным, бенефициарным владельцем. Обложить ее налогом в России нет никакой правовой возможности, поскольку формально доход получает иностранная компания, а не ее бенефициарный владелец, хотя в реальности денежные средства со счетов компании тратятся по прямому распоряжению владельца бизнеса, а то и в его личных интересах. В результате, если компания зарегистрирована в низконалоговой или оффшорной юрисдикции, налог с доходов не платит ни компания, ни ее реальный владелец.

Но в практике других стран применяется другой подход: налоговое резидентство и, соответственно, налоговый статус компании определяются через критерии, которые позволяют определить ее фактическую «связь» с тем или иным государством, независимо от места ее регистрации. Как правило, основной критерий, - это место фактического управления компанией, которое, в свою очередь, может определяться на основании таких признаков как а) место проведения совета директоров; б) место оперативного управления; в) местонахождение главного офиса или административного здания; г) местонахождение центральной бухгалтерии; в) местонахождение архива и т.д.

Похожие критерии уже закреплены в специальных протоколах к соглашениям, которые подписаны Россией в последние два года с Кипром, Люксембургом, Швейцарией и другими странами.

Таким образом, юридическое лицо в каком-то смысле сравнивается с физическим лицом, у которого тоже есть «место регистрации» - гражданство, но для целей его налогообложения главное не это, а его реальная связь с тем или иным государством, которая определяется через место его проживания и работы, местонахождение его постоянного жилища, семьи и т.д.

Управление компанией, принятие основных решений о ее деятельности, деятельность совета директоров обычно рассматриваются как основная, «реальная» деятельность компании. Поэтому в Великобритании, например, критерий места центрального управления и контроля применяется уже более 130 лет, постепенно он был воспринят и другими странами.

Введение в российское налоговое законодательство понятия налогового резидентства юридического лица, основанного на критерии контроля и управления, позволит налоговым органам взимать налоги с компаний, которые фактически являются российскими, хотя и зарегистрированы где-то за рубежом.

Фактический получатель дохода: повод для большой путаницы

Еще одним важным шагом Минфин называет законодательное определение понятия фактического получателя дохода. Это понятие – наименее проработанное не только в российское практике, но и на международном уровне. Прежде всего, нужно четко отличать понятия «фактический получатель дохода» и «бенефициарный собственник». В английском языке обычно и то, и другое обознаются одним словом – beneficial owner. В результате, уже сейчас в ходе обсуждения инициатив по деоффшоризации мы видим их смешение, хотя юридический смысл их совершенно разный.

Чаще всего, говоря о «бенефициарном собственнике» или «бенефициарном владельце», имеют в виду фактического владельца компании или бизнеса, конечного акционера, который может быть неочевиден, поскольку может участвовать в своем бизнесе не напрямую, а через другие компании, трасты, доверенных лиц, номинальных держателей и т.д. Раскрытие фактического владельца компании чаще всего требуется не в налоговых целях, а в «антиотмывочном» и антикоррупционном законодательстве – чтобы установить лиц, совершающих преступления под прикрытием (часто фиктивных) юридических лиц, в антимонопольном законодательстве – чтобы получить информацию об аффилированных лицах и установить истинного владельца бизнеса. В налоговых целях понятие фактического получателя дохода не имеет никакого негативного смысла и означает лицо (физическое или юридическое), которое в юридическом и экономическом смысле получает доход в свое распоряжение и несет в связи с этим налоговые обязательства. Это понятие используется в соглашениях об избежании двойного налогообложения и в этом же смысле, мы уверены, его употребляет Минфин в своей программе мер по деофшоризации (см. слайд «Бенефициарный владелец или фактический получатель дохода?»).

В то же время, даже на уровне ОЭСР (а именно здесь создаются основные документы по международному налогообложению и толкованию соглашений об избежании двойного налогообложения) дискуссия о точном определении фактического получателя дохода еще продолжается. На данный момент достигнуто понимание, что

1) в любом случае фактический получатель дохода – это не то же самое, что бенефициарный владелец (о чем мы уже сказали выше),

2) таковым не является посредник (агент, поверенный) или номинальный держатель,

3) таковым не является кондуитная компания (компания, специально созданная для использования налоговых преимуществ по международным соглашениям), которая действует просто как «администратор» дохода.

Иначе говоря, фактический получатель дохода – это «реальный» получатель дохода, который получает его в свое полное распоряжение, а потому разумно, что он и должен уплатить налог с этого дохода. Проблема же заключается в том, что нередко доход выплачивается некоему лицу, которое формально, согласно налоговым соглашениям, имеет право на пониженную ставку налога или вовсе от налога освобождено. А на самом деле денежные средства транзитом уходят дальше, и фактический получатель дохода – лицо, которое зарегистрировано в низконалоговой или оффшорной юрисдикции и которое никаких налоговых льгот не имеет.

Выявлять фактических получателей дохода налоговые органы собираются путем улучшения обмена информацией с налоговыми органами других стран. В результате доходы будут обложены налогом исходя из того, кто является фактическим получателем дохода, а не формальным.

Наказание без преступления?

Основная проблема обоих понятий – налоговое резидентство юридического лица и фактического получателя дохода – заключается в том, что очень сложно их определить, выделить понятные критерии и избежать произвольного толкования и применения налоговыми и судебными органами.

Особенно эта проблема обостряется тем, что в России ни налогоплательщики, ни налоговые органы, ни суды не имеют достаточного (если не сказать – никакого) опыта в применении этих понятий, подходов, которые десятилетиями вырабатывались в европейских странах и США. Достаточно сказать, что у нас нет практически никаких документов ОЭСР на русском языке (ведь Россия – не участник ОЭСР), хотя именно на эти документы собирается опираться Минфин.

Налоговый кодекс в числе основных принципов налогообложения указывает: «Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (п.6 ст.3 НК РФ). А в данном случае есть большая опасность, что все эти незнакомые российскому налогоплательщику понятия будут применяться произвольно, в зависимости от уровня компетентности и собственного понимания конкретного инспектора, от ситуации и необходимости решения фискальных задач, а налогоплательщики будут наказываться за нарушения, которые они совершать и не собирались.

Обмен информацией — необходимая составляющая деофшоризации

В числе намеченных мероприятий – ратификация Конвенции Совета Европы и ОЭСР 1988 г. о взаимной помощи по налоговым вопросам. Сейчас она уже подписана 63 государствами и, более того, распространена на заморские территории Великобритании (Британские Виргинские острова, о.Мэн и т.п. территории, которые часто используются в оффшорных структурах).

Сейчас российские налоговые органы могут направлять лишь обоснованные запросы, касающиеся конкретных лиц и конкретных операций (и то, как говорят налоговики, ответы приходят лишь в 30% случаев), поскольку соглашениями об избежании двойного налогообложения обмен информацией достаточно ограничен.

Конвенция предусматривает намного больше инструментов для получения информации из-за рубежа. Во-первых, в дополнение к уже известному обмену информацией по запросу появятся автоматический и произвольный (т.е. без запроса, автоматически или по инициативе налогового органа) обмен информацией.

Во-вторых, предусмотрены особые налоговые проверки, при которых действия налоговых органов двух или нескольких стран тем или иным образом координируются: а) одновременные налоговые проверки; б) совместные налоговые проверки; в) налоговые проверки за границей.

В-третьих, Конвенция предусматривает взаимную помощь по взысканию налогов. Это должно обеспечить поступление недоплаченного налога в бюджет в тех случаях, когда имущество неплательщика находится за границей.

Согласно планам Правительства Конвенция должна быть ратифицирована в 1 квартале 2014 года. 

Материал подготовил Рустем Ахметшин, старший партнер «Пепеляев Групп».

 

 

  • 5390
  • рейтинг 1

Похожие материалы

Комментарии(15)

Написать комментарий
  • Редакция Закон.ру организация
    17.02.2014 - 14:53 Редакция Закон.ру
    Предыдущий материал ООО "Пепеляев Групп" о деофшоризации см. здесь: http://zakon.ru/Blogs/One/10369?entryName=deofshorizaciya_kak_odno_iz_osnovnyx_napravlenij_reformirovaniya_nalogovogo_zakonodatelstva_rf_i_ros
    0
  • Владимир Владимирович Авилкин юрист
     
    Владимир Авилкин Санкт-Петербург Адвокат, Санкт-Петербургская коллегия адвокатов "Pen&Paper"
    10 лет на Закон.ру
    17.02.2014 - 15:35 Владимир Авилкин
    Вопрос о "месте фактического управления" меня лично всегда еще интересовал и в следующем контексте: в статье 148 НК РФ говорится, в частности, о том, что организация-покупатель работ (услуг) признается осуществляющей деятельность на территории РФ, в случае присутствия на территории РФ места управления данной организации. Что понимает НК РФ здесь под "местом управления" при отсутствии регистрации организации на территории РФ и ее "формального" присутствия, не совсем понятно. Отдельные двусторонние соглашения РФ и иностранных государств снимают, как правило, эти вопросы, но как относиться к тем ситуациям, когда международные договоры по налогообложению отсутствуют, а иностранная компания зарегистрирована в иностранной юрисдикции, но фактически через своих акционеров, бенефициаров, ЕИО управляется с территории России.
    0
  • Ярослав Юрьевич Зубарев юрист
     
    Ярослав Зубарев Москва Налоговое право
    10 лет на Закон.ру
    17.02.2014 - 16:49 Ярослав Зубарев
    Хотелось бы заметить следующее:
    1. Насчет наличия правовой возможности обложить налогом: российский налогоплательщик, будь то юридическое, или физическое лицо, обязан задекларировать доход полученный из источников вне РФ. Поскольку неизбежно наступает момент когда средства офшорной компании используются в пользу такого российского налогоплательщика, то такой налогоплательщик попросту совершает правонарушение, а то и преступление не декларируя такого рода доход и не уплачивая с него налог. Кстати, об этом обычно "забывают" упомянуть разного рода "оптимизаторы". Таким образом, и сейчас существуют вполне правововые основания для налогообложения и для наказания правонарушителей. Почему это не работает - другой вопрос.
    2. Разделять бенефициарного владельца и фактического получателя дохода следует прежде всего потому, что в триаде юр. лицо, владелец, получатель дохода образуется, как минимум три самостоятельных повода для налогообложения: (1) прибыль организации, (2) доход владельца - дивиденды и пр. и (3) доход получателя дохода (дарение, или нечно подобное).
    3. Везде и всегда толкование всех понятий установленных законодательством, будь то вновь введенные или давно используемые, отдано на откуп правоприменителей - гос. органов и судов. Это неизбежно и не должно быть причиной отказа от введения новых понятий. Опять же, справедливость правоприменения в том или ином государстве, это отдельная тема.
    0
  • Александр Николаевич Верещагин юрист
     
    Александр Верещагин Москва доктор права, главный редактор журнала "Закон"
    10 лет на Закон.ру
    17.02.2014 - 21:14 Александр Верещагин
    "Обложить ее налогом в России нет никакой правовой возможности" - а постоянное представительство в РФ? а налог на дивиденды?
    0
    • Владимир Владимирович Авилкин юрист
       
      Владимир Авилкин Санкт-Петербург Адвокат, Санкт-Петербургская коллегия адвокатов "Pen&Paper"
      10 лет на Закон.ру
      17.02.2014 - 21:42 Владимир Авилкин   »   Александр Верещагин
      а вы полагаете, что сам факт подписания ЕИО договоров от лица иностранной организации, но на территории РФ, образует постоянное представительство?? увы нет))

      многие еще хитрят в целях избежания "постоянных представительств", когда требуется сдать недвижимость иностранного лица на территории РФ в аренду и получить плату за это, поручая действия по сдаче недвижимости риелторам и прочим участникам проф.рынка))

      и о каких дивидендах речь, кстати??
      0
      • Александр Николаевич Верещагин юрист
         
        Александр Верещагин Москва доктор права, главный редактор журнала "Закон"
        10 лет на Закон.ру
        17.02.2014 - 21:56 Александр Верещагин   »   Владимир Авилкин
        Я ничего подобного не полагаю, а хочу понять, о каких ускользающих от обложения трансакциях идет речь.
        0
        • Владимир Владимирович Авилкин юрист
           
          Владимир Авилкин Санкт-Петербург Адвокат, Санкт-Петербургская коллегия адвокатов "Pen&Paper"
          10 лет на Закон.ру
          18.02.2014 - 0:06 Владимир Авилкин   »   Александр Верещагин
          Александр, насколько я понимаю, речь идет о достаточно распространенных случаях. В общем основная мысль описана автором.

          Вот я вам пример привел распространенный: допустим, есть некое физ.лицо, которое имеет в собственности некое недвижимое имущество в РФ...если данное лицо будет сдавать имущество арендаторам в РФ и получать от этого доход, то оно обязано уплачивать на данных доход налоги (не очень то маленькие) в доход РФ....но если это физ.лицо, к примеру, внесет данное недвижимое имущество в оплату уставного капитала своей организации, находящейся в оффшоре, то есть сменит собственника с себя на подконтрольную ему организацию, то сдавая это имущество все тем же российским арендаторам и получая доход на иностранные счета, оффшорная организация заплатит налоги по законодательству оффшорной территории, обычно это раз в 10 меньше чем налог в РФ и налог поступит в доход иностранного гос-ва, а не в бюджет РФ...для того, чтобы деятельность по сдаче недвижимого имущества не образовывала иностранного представительства, заниматься вопросами организации аренды (заключением от лица оффшора договоров, обслуживание помещений и т.д.) может профессионал на рынке такого рода услуг (например риелтор и т.п.). Это лишь один из вариантов для примера. А таких нехитрых схем много, однако все они легко устраняются через критерий "фактического места управления" или "места фактического нахождения конечного бенефициара" :))
          0
          • Александр Николаевич Верещагин юрист
             
            Александр Верещагин Москва доктор права, главный редактор журнала "Закон"
            10 лет на Закон.ру
            18.02.2014 - 0:29 Александр Верещагин   »   Владимир Авилкин
            Я так и думал: возможность обложить налогом имеется, просто хочется больше. Если деньги пойдут непосредственно в офшор, то налог будет удержан сполна, потому что с офшорами никаких DTT у России нет. Если же сначала деньги пойдут на Кипр, который не есть офшор, то и тогда будет уплачен налог в соответствии с DTT, и вопрос лишь в его размере (зависит от структуры собственности на стороне арендодателя); в любом случае налоги будут, и не такие уж маленькие.
            0
            • Владимир Владимирович Авилкин юрист
               
              Владимир Авилкин Санкт-Петербург Адвокат, Санкт-Петербургская коллегия адвокатов "Pen&Paper"
              10 лет на Закон.ру
              18.02.2014 - 0:50 Владимир Авилкин   »   Александр Верещагин
              «Если деньги пойдут непосредственно в офшор, то налог будет удержан сполна, потому что с офшорами никаких DTT у России нет.»


              наоборот там где нет договоров больше возможностей ничего не платить в бюджет РФ
              0
              • Александр Николаевич Верещагин юрист
                 
                Александр Верещагин Москва доктор права, главный редактор журнала "Закон"
                10 лет на Закон.ру
                18.02.2014 - 0:51 Александр Верещагин   »   Владимир Авилкин
                Неужели? А можно поподробней?
                0
                • Владимир Владимирович Авилкин юрист
                   
                  Владимир Авилкин Санкт-Петербург Адвокат, Санкт-Петербургская коллегия адвокатов "Pen&Paper"
                  10 лет на Закон.ру
                  18.02.2014 - 2:16 Владимир Авилкин   »   Александр Верещагин
                  пардон, в данном случае налог на имущество будет ниже, рассчитываться иначе будет, чем с вариантом постоянного представительства
                  0
                  • Александр Николаевич Верещагин юрист
                     
                    Александр Верещагин Москва доктор права, главный редактор журнала "Закон"
                    10 лет на Закон.ру
                    18.02.2014 - 2:19 Александр Верещагин   »   Владимир Авилкин
                    Вы уж извините, но разговор больно бессвязный получается. Если так дальше и пойдёт, то лучше его прекратить.
                    0
            • Ярослав Юрьевич Зубарев юрист
               
              Ярослав Зубарев Москва Налоговое право
              10 лет на Закон.ру
              18.02.2014 - 9:45 Ярослав Зубарев   »   Александр Верещагин
              Александр,
              Я думаю, что когда говорят о невозможности обложить налогом, речь идет о такого рода доходах, которые искусственно формируются именно в офшоре, например - торговая наценка. Для налогообложения такого рода дохода действительно нет правовых оснований где-либо кроме как в самом офшоре. Однако получением прибыли в офшоре ведь дело не заканчивается. Эту прибыль надо как-то использовать. И вот в этот то момент, на мой взгляд, фактический получатель дохода и выходит из тени. А то, что он не декларирует и не платит налог в этот момент - это уже предмет применения национальных правовых средств страны регистрации (резидентства) получателя дохода.
              0
  • Владимир Алексеевич Гидирим участник
     
    10 лет на Закон.ру
    27.04.2014 - 14:19 Владимир Гидирим
    статья, "Принцип резидентства корпораций в международном налоговом праве" http://e-notabene.ru/wl/article_427.html
    1

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.