Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.
Андрей Бабаев юрист
 
Андрей Бабаев БАИВ Бизнес Консалт
 
Андрей Бабаев читать блог

Новые правила миграционного учета иностранных граждан. Что может измениться?

28.05.2018 — 12:08

В данной статье поговорим о проекте закона, разработанным в связи с недавним Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, вносящим изменения в Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», значительно осложняющим возможность постановки на миграционный учет сотрудников по адресу нахождения работодателя.  

Попробуем понять, действительно ли данный проект сможет устранить недостатки, выявленные Конституционным Судом, или же наоборот сделает весь процесс еще более непонятным в регулировании.

С чего все началось

2017 год, Самара.  Двое граждан США, находившихся в Самаре по гуманитарным визам и поставленные на миграционный учет приглашающей организацией, были привлечены к административной ответственности, и впоследствии выдворены из РФ. Причина привлечения к административной ответственности с последующим выдворением – наличие, с точки зрения представителей МВД, нарушений в части постановки на миграционный учет. А все потому что, миграционный учет, как считали представители МВД, должен был быть оформлен не на адрес пригласившей американцев  организации, а на адрес арендованной ими квартиры. Как оказалось потом, граждане США были не из тех, кто был готов смириться с несправедливым решением Российских властей, и через своих представителей обратились с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации. В своей жалобе они указали на наличие неопределенности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Итогом рассмотрения жалобы стало то, что Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать, указанные в жалобе пункты закона, не соответствующими Конституции Российской Федерации и обязал законодателя принять меры по устранению всех недочетов, а решения, принятые в отношении двоих граждан США, инициировавших процесс, отправить на пересмотр. Постановление было опубликовано и вступило в законную силу 19 июля 2017 года.

Что подготовил законодатель

В своей пояснительной записке авторы проекта заявляют, что предлагаемые ими изменения устраняют правовую неопределенность, на которую указал Конституционный Суд Российской Федерации, в части уточнения понятий «место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации» и «сторона, принимающая иностранного гражданина в Российской Федерации». Кроме того, с точки зрения авторов, заменив в части 1 статьи 20 слова «обязан встать» словами «подлежит постановке», они также внесли ясность в вопрос о том, кто несет ответственность за неисполнение обязанности по постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.  Но что вызвало наибольший резонанс в правовом сообществе и в компаниях, которые привлекают иностранных граждан на работу, это нововведение, которое вносит проект закона, в части постановки на миграционный учет иностранных граждан по адресу работодателя. Звучит это нововведение следующим образом:

«Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.»

Таким образом, для многих компаний и тех иностранных граждан, которые в них работают, вариант оформления миграционного учета на адрес работодателя, перестает быть возможным. Можно предположить, что исключением станут строительные компании, где действительно адрес работы может быть и адресом проживания иностранного гражданина. Как раз на строительных объектах и принято ставить временные сооружения для рабочих, где на время стройки они спят и отдыхают. Очень хочется верить, что авторы проекта воспринимают словосочетание «иностранный работник» не только как рабочий на стройке из ближнего зарубежья. Согласитесь, сложно представить себе, иностранных «боссов» больших международных компаний, независимо от того чем занимается компания, нефтью или зубной пастой, которые бы могли проживать на территории своих офисов. Значит, остается только вариант с местом проживания, то есть квартиры или дома, которые в большинстве случае арендуют компании или же сами иностранные граждане. Но и здесь все не так просто, поскольку обязательным условием для того, чтобы оформить миграционный учет на адрес, например квартиры, является наличие собственника. А с собственниками не всегда удается договориться по этому поводу, и это тоже понятно, ведь люди должны каждый раз тратить свое время, куда-то ехать, что-то заполнять, чего им совершенно делать не хочется. Более-менее приемлемыми представляются случаи, когда иностранный гражданин выезжает и въезжает один-два раза в год. А что же делать с теми иностранцами, которые по профилю работы должны регулярно выезжать из страны для проведения переговоров за границей или присутствовать на важных для их компании встречах? Причин может быть много, а главное, что таких иностранных граждан немало работает в России. Некоторые собственники могут просто отказаться это делать ввиду каких-то своих отдельных причин, в том числе и потому что их самих может не быть в стране в тот период, когда иностранному гражданину необходимо оформить миграционный учет. И из всего этого вытекает уже другая проблема, с которой многие годы боролись и продолжают бороться – проблема так называемых «резиновых квартир». Интернет по-прежнему пестрит объявлениями сомнительного характера, где непонятно кто и непонятно как предлагает оформить миграционный учет, причем быстро и недорого. Не окажется ли потом, что принятие закона в виде того проекта, который есть сейчас, лишь усугубит ситуацию с нелегальными документами? Ведь, не имея возможности сделать все правильно, люди начинают искать альтернативные решения. 

После первого чтения проект закона отправлен на доработку, осталось только дождаться следующей редакции, чтобы делать очередные выводы. Принято полагать, что люди, которые занимаются законотворческой деятельностью, не просто так оказываются в числе тех, кто может влиять на правовую составляющую процессов, цель которых быть понятными, применимыми на практике, а главное абсолютно прозрачными, как для населения, так и для уполномоченных органов.  Но всегда ли это утверждение можно считать верным? Узнаем совсем скоро.

  • 700
  • рейтинг 1

Похожие материалы

Комментарии(1)

Написать комментарий
  • Татьяна  Молчанова участник
    12.07.2018 - 14:29 Татьяна Молчанова
    В итоге изменения в ФЗ «О миграционном учете…» приняты. Адрес организации, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, это нежилое помещение. При этом непонятно, как по адресу организации можно проживать, тем более во временных строениях, сооружениях, учитывая положения пункта 2 статьи 23 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается).
    0

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.