Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.

Поправки для экономики // Что посоветуют юристы

02.04.2018 — 15:23

Редактор журнала «Вольная экономика» Андрей Прокофьев, с которым я знаком со времен, когда он работал на канале «Закон ТВ», попросил меня помочь подобрать самые ожидаемые законы для экономики. Можно сказать про уже существующие проекты законов. Можно сказать про изменения, которые очень желательны, но по которым пока нет определенности.

Я взялся было думать над этим, но быстро понял, что самому мне с этой задачей не справиться. В голову приходят какие-то локальные изменения, которые вряд ли смогут повлиять на ситуацию в экономике в целом. Поэтому предлагаю пользователям Закон.ру написать, какие, на их взгляд, изменения в регулировании должны быть самыми востребованными для экономики. Идеи можно высказывать в виде комментариев к этому поту в таком формате: (1) суть изменения, (2) объяснение его важности, (3) указание, ведется ли уже работа над таким законопроектом. Достаточно кратких комментариев, 2–3 предложения.

Для затравки предложу три изменения, которые мне кажутся желательными.

 

Повышение независимости судей

(1) Ключевыми факторами независимости являются, на мой взгляд, профессионализм, осознание ценности своей репутации, отсутствие угрозы лишиться работы и статуса, если кто-то будет не согласен с выносимым решением (при условии, конечно, что в действиях судьи нет состава преступления). Профессионализм и чувство собственного достоинства обеспечиваются на стадии отбора кандидатов. А надежность позиций судей зависит от оснований для их отставки.

И при назначении, и при досрочной отставке судьи решающая роль за квалификационными коллегиями судей (ККС). Очевидно, менять надо их работу. Они должны ориентироваться не на мнения председателей судов, в которых работает или будет работать судья, а на их профессиональные качества. Когда это изменение произойдет, увеличится и число кандидатов, не зависимых от руководства судов и от иных властных структур. Они будут знать, что их способности будут оценены по достоинству.

Видимо, для этого надо изменить порядок формирования ККС. Рум Ушуницкий на своей странице в Фейсбуке высказал мнение, что в ККС должно быть не более половины судей. Он также считает правильным, чтобы решения ККС были окончательными. Сейчас после них еще есть комиссия при Президенте, которая отсеивает некоторое число кандидатов. Ее, конечно, можно сохранить, но обязать публиковать мотивированные отказы и дать возможность ККС преодолевать их. Что ж, можно попробовать начать с этих мер.

(2) Независимость судей важна по довольно очевидной причине: тогда судьи при вынесении решений будут ориентироваться на закон, а не на какие-то дополнительные факторы. Это обеспечит предсказуемость практики.

(3) Насколько я знаю, подобных законопроектов пока не существует.

 

Повышение стабильности судебной практики

(1) Стабильность достигается за счет одинакового понимания и применения общих правил в конкретных делах. Это то, над чем в свое время постоянно работал Высший арбитражный суд: высказываемая им интерпретация закона должна была использоваться судами.

Сейчас в Верховном суде отсутствуют нормативные и организационные предпосылки для такой работы. Проблема связана с тем, что все дела по экономическим вопросам решаются в экономической коллегии. Их рассматривают трое судей. Процессуальное законодательство не позволяет считать данное ими толкование закона обязательным при рассмотрении судами других дел. Такой статус есть только у постановлений Президиума Верховного суда по конкретным арбитражным делам. Но за прошлый год не было принято ни одного такого постановления. В предшествующие годы их число было немногим больше нуля.

У Верховного суда была идея придать такой прецедентный характер не постановлениям Президиума, а позициям, собранным в обзорах практики. После постановления Конституционного суда от 17 октября прошлого года № 24-П это, похоже, невозможно. В нем сказано, что обязательными могут быть только позиции из постановлений Президиума. Обзоры Конституционный суд не упоминает.

Получается, менять надо саму организацию работы Президиума Верховного суда. Сделать это можно по-разному: ввести несколько отраслевых президиумов или увеличить число членов единого Президиума и одновременно снизить требования к кворуму. В итоге «пропускная способность» Президиума в любом случае возрастет. И это позволит ему рассматривать больше дел и активнее влиять на практику.

(2) Ценность изменения заключается опять же в стабильности и предсказуемости правил, по которым работает экономика. А это, в свою очередь, позволит предпринимателям строить долгосрочные планы. Такая возможность потенциально изменит и модель бизнеса: вместо «срубить денег и закрыть» будет «обеспечить будущие поколения семьи».

(3) Законопроекты о реформе работы Президиума Верховного суда мне неизвестны.

 

  • 1106
  • рейтинг 11

Комментарии(19)

Написать комментарий
  • Антон  Волков юрист
     
    Антон Волков Частная практика
     
    02.04.2018 - 15:38 Антон Волков
    Пардон, а вот эти предложенные изменения, они вот в какой стране предполагаются к внедрению?
    0
    свернуть комментарии (2)
  • Алексей Александрович Елаев юрист
     
    Алексей Елаев Калининград
     
    02.04.2018 - 16:16 Алексей Елаев
    Это прямо "Как нам обустроить Россию" предлагают написать, при этом стоя "на одной ноге". Так и есть: профессионалы видят только свои кусочки, разве что иногда задумываясь о jus cogens и прочем основополагающем. Если делать - то не одну статью, а как минимум серию глубинных экспертных интервью по всем отраслям законодательства - от избирательного до природоохранного, чтобы действительно попытаться выявить проблемы.
    3
    свернуть комментарии (1)
  • Дмитрий Борисович Савельев юрист
     
    Дмитрий Савельев доцент, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
     
    02.04.2018 - 17:49 Дмитрий Савельев
    Возврат в Конституцию РФ 4 летнего срока полномочий Президента РФ, исключение возможности занимать одному лицу эту должность свыше 2 сроков без каких-либо оговорок ("подряд" и т.д.). Плюсы для экономики динамичной и подотчетной избирателям власти по сравнению с длинными циклами авторитарных режимов тут расписывать не буду, по этому вопросу есть достаточно исследований.
    0
  • Maxim  Kerbel участник
     
     
    02.04.2018 - 18:44 Maxim Kerbel
    "Законы и права, наследное именье,
    Как старую болезнь, с собой
    Несёт одно другому поколенье,
    Одна страна - стране другой.
    Безумством мудрость станет, злом - благое:..."

    По этой причине, никакие на мой взгляд изменения в регулировании не должны быть востребованными для экономики. Лучшее - отсутствие таковых.

    Предложение: Ничего не изменять лет этак 10-ть. Экономика(если она есть как таковая) сама себя отрегулирует.
    0
  • Наталья  Ермакова юрист
     
    Наталья Ермакова юрист Частная практика
     
    02.04.2018 - 20:06 Наталья Ермакова
    После последних событий в нашей стране. У меня возник вопрос. Я думаю, что любой читающий материалы на сайте прекрасно понимает, что мы отстали в регулировании общественных отношений от других стран на столетие.У нас в ГД каждый раз изобретают велосипед.Получается как всегда. Я думаю, что противопожарные мероприятия давно разработаны и успешно применяются. Может, наконец-то, руководствуясь интересами людей, кто-то начнет изучать наработанный опыт. Изучение наших инструкций приводит к мысли, что этим никто не занимается
    0
  • Гамлет Мкртичевич Амирханян юрист
     
     
    02.04.2018 - 22:46 Гамлет Амирханян
    Самых желанных законов два:
    1. Федеральный закон "О моратории на внесение изменений в федеральные законы".
    Преамбула: "В целях пресечения перманентного ухудшения нормативного регулирования..."
    2. Федеральный закон "Об обязательном исполнении ранее принятых федеральных законов".
    Преамбула: "В целях обязательного исполнения обязательных к исполнению..."
    4
  • Сергей Валентинович Аханов участник
    02.04.2018 - 22:55 Сергей Аханов
    Установить в Конституции РФ запрет на запрет :)
    0
  • Ольга Анатольевна Карчагина участник
    03.04.2018 - 0:00 Ольга Карчагина
    У Петрова в диссертации "Деформация правосознания граждан России" есть ссылка на мнение, что законы у нас на четвёрку, а исполнение на единицу. Можно сколько угодно принимать законы, но правовой нигилизм, например, ими не перебороть.
    0
  • Антон Евгеньевич Подцепня юрист
    03.04.2018 - 6:15 Антон Подцепня
    Скажите пожалуйста, а какое отношение имеют Ваши предложения к экономике?
    0
  • Павел Андреевич Правящий юрист
    03.04.2018 - 9:02 Павел Правящий
    Не помешали бы кое-какие изменения в закон о банкротстве для того, чтобы сместить акценты с защиты должника на защиту кредитора. Например, оставить процедуру наблюдения только для тех ситуаций, где она реально нужна (работающее предприятие), исключить ситуации, когда суд своим решением преодолевает волю собрания кредиторов, особенно при введении следующей процедуры (ст. 75 Закона о банкротстве). Короче говоря, повысить эффективность банкротства для кредитора.
    0
  • Павел  Николаевич участник
    03.04.2018 - 9:14 Павел Николаевич
    (1) суть изменения,
    Отмена транспортного налога
    (2) объяснение его важности,
    Вовлечение в оборот большего числа автомобилей. Автомобили делаются обычно под свои задачи т.е. универсальных автомобилей на все случаи жизни практически не найти. Минивэн, гряземес, грузовичок, малолитражка для города. Они могли бы быть у многих, но платить за них нет никакого желания. Еще момент, в настоящий момент из оборота практически вышли старые но харизматичные и мощные авто. Многие для себя взяли бы какой нибудь старенький авто выходного дня, но платить за него 20 или 50 т.р. в год просто за то, что он есть, выше моего понимания. Автомобиль вещь очень сложная и может дать работу слесарю, двигателисту, диагносту, ремонтнику трансмиссий и т.п. Побочно будет развиваться тюнинг, ввоз или производство запчастей, резина, стекла, механизмы и т.п.
    (3) указание, ведется ли уже работа над таким законопроектом.
    Было указание президента. Проигнорировано. Мало того акцизы на топливо ввели, налог не отменили.

    и есть фундаментальные вещи для экономики, которые больше зависят от политической воли. Это например курс рубля по отношению к доллару, доступность длинных заемных средств с низкой ставкой, гарантии неприкосновенности к бизнесу, вовлечение в оборот большего количества людей с возможностью приобретения товаров с большей добавленной стоимость (достаток семей)
    1
  • Виталий  Фролов юрист
    03.04.2018 - 10:43 Виталий Фролов
    (1) Отмена Трудового кодекса РФ и переход в отношениях между работодателем и работником на модель "Заказчик - Исполнитель".

    (2) Нормативный акт, который на 20% работает, а на 80% мешает.
    Бизнес "задавлен" требованиями о проведении мед. осмотров, спец. оценок, норм для сверхурочной работы и пр., которые фактически не исполняются вовсе либо исполняются "на бумаге" и "съедают" миллионы в бюджете предприятий. Отмена ТК РФ позволит упразднить Госинспекцию труда, тем самым ликвидировать коррупционную составляющую и высвободить бюджетные средства и направить их на помощь субъектам МСП.

    (3) Насколько я знаю, подобных законопроектов пока не существует.
    1
  • Павел Андреевич Правящий юрист
    03.04.2018 - 12:48 Павел Правящий
    (1) в рамках Закона о банкротстве нужно оставить процедуру наблюдения только для ограниченного круга ситуаций (работающее предприятие), когда такая процедура действительно необходимо, исключить нормы о преодолении судом воли собрания кредиторов при введении следующей процедуры (ст. 75 Закона о банкротстве).

    (2) недостаточная эффективность банкротства для кредитора, повышенная защита должника и стремление восстановить его платежеспособность ослабляют конкуренцию на рынке, так как общество тратит ресурсы на неудачные предприятия, а также усиливают негативные ожидания кредиторов, что в конечном счете увеличивает стоимость финансирования.

    (3) Законопроекты по указанным предложениям мне неизвестны. Напротив, в законопроекте № 239932-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц" предлагается ввести еще один вид реабилитационной процедуры сроком до 8 лет в качестве дополнительной альтернативы финансовому оздоровлению, внешнему управлению и мировому соглашению.
    0
  • Наталья  Ермакова юрист
     
    Наталья Ермакова юрист Частная практика
     
    03.04.2018 - 13:58 Наталья Ермакова
    Роструд разработал 107 чек-листов для проверки работодателей. Роструд уже использует их, чтобы проверять работодателей из категории умеренного риска, а с июля будет проводить по чек-листам все плановые проверки.О том как замечательно написаны прописаны противопожарные мероприятия, СНиПы и т.д. умолчу.Нормальные русские слова на ум не приходят.Более того, личное участие в оспаривании предписаний, постановлений давно убедило меня в том, что сами проверяющие в нормах не разбираются. У них план по привлечении к ответственности.Так, может быть разработают аналогичные чек- листы, Для того, чтобы добросовестные работодатели имели возможность соблюдать предъявляемые требования, содержание которых пока неведомо НИКОМУ.
    0
  • Дмитрий Юрьевич Корчагин юрист
     
    Дмитрий Корчагин адвокат, Адвокатская консультация "Правовой Центр", Санкт-Петербург
     
    05.04.2018 - 0:10 Дмитрий Корчагин
    Допущение адвокатам и адвокатским образованиям переходить на УСН.
    О какой перспективе даже разумной адвокатской монополии можно говорить, если законопослушный и замордованный взносами, обязательной учебой, покупкой у Палаты литературы, подписки и т.п. адвокат вынужден платить налог более чем в 2 раза больше, чем фрилансер-ИП? А как тут рядом было написано в интервью с Пилипенко, средний вступительный взнос в адвокатуру - 95 тыс. руб. И это еще никак не обеспечивает пенсионного будущего адвоката. А в клиенты ему приходят бизнесмены, которые за долгие годы своего "бизнеса" ни копейки в бюджеты не заплатили, требуют защитить от "налогового произвола властей", но при этом НДФЛ адвоката в сумме гонорара учитывать упорно не хотят.
    0
  • Дмитрий Юрьевич Корчагин юрист
     
    Дмитрий Корчагин адвокат, Адвокатская консультация "Правовой Центр", Санкт-Петербург
     
    05.04.2018 - 0:19 Дмитрий Корчагин
    Разрешить адвокатам иметь доходы от любой иной деятельности, если она не влечет конфликта интересов с адвокатской деятельностью. Иначе как выживать-то? По аналогии с горе-нотариусом даже квартиру не сдать.
    0

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.