Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.
Максим Али юрист
 
Максим Али Санкт-Петербург Maxima Legal
 
Максим Али читать блог

«Закон об агрегаторах» — скрытая угроза правам потребителей

Отрасль права: Гражданское право
22.03.2018 — 12:05

Не так давно была опубликована новость о том, что Правительство РФ подготовило поправки к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"». Хотел бы поделиться комментарием, который ранее был дан для "Новой Адвокатской Газеты".

Этот законопроект был разработан Роспотребнадзором и касается деятельности интернет-агрегаторов (таких компаний, как Яндекс.Маркет, Uber или Gett).

Поводом для его разработки стало то, что специальное регулирование деятельности таких компаний на сегодняшний день отсутствует, несмотря на то что деньги от потребителей агрегаторы получают уже сейчас.

Суть инициативы и поправок к законопроекту

С учетом последних поправок, представленных Правительством РФ, «урегулирование» деятельности агрегаторов, по сути, вылилось в попытку освободить такие компании от ответственности в 90% случаев. 

Изначально проект закона предусматривал, что агрегатор должен отвечать за:

– возврат денег при отказе потребителя от договора;

– достоверность размещенной им информации.

Однако даже эти основания наступления ответственности были сильно смягчены.

В предлагаемых Правительством РФ поправках к законопроекту указывается, что агрегатор не отвечает за недостоверность информации о товаре (услуге), если она была без изменений передана от продавца или исполнителя.

Получается, агрегатор фактически может обеспечить себе индульгенцию на случай предъявления претензий потребителями, если:

– настроит нужным образом процессы опубликования информации;

– включит необходимые заверения о достоверности сведений о товаре в договоры с продавцами.

Справедливости ради, эти нормы не освобождают фактического продавца от ответственности за неисполнение обязанностей перед потребителем.

А в чем проблема?

В условиях широкой «уберизации» подход, демонстрирующий чрезмерное сужение области ответственности агрегатора, мне кажется неверным.

Многие пользователи выбирают агрегаторы из соображений удобства взаимодействия с продавцом.  К тому же агрегатор обычно имеет свой сайт, приложение, собственную службу поддержки и рекламу в сети.

В контексте предлагаемых изменений можно представить себе такую ситуацию: пока все идет хорошо, агрегатор и конечный продавец охотно вступают в коммуникацию с пользователем. Однако, как только потребуется заявить претензию по вопросу качества услуг, ему придется направить письменную претензию по юридическому адресу, используя медленную «традиционную» почту. Кстати, обязанности публиковать адрес электронной почты или информацию о других, более современных средствах связи с продавцом, законопроект на агрегаторы не накладывает.

Можно еще вспомнить и о том, что большинство известных мне агрегаторов – это, как правило, более крупные и платежеспособные компании, чем те продавцы, которые пользуются их услугами. Можно сравнить Google или «Яндекс» с индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги такси.  Или, например, вспомнить про агрегатор Qlean, где работы по уборке предлагаются физическими лицами. Не настаиваю на бесспорности этого аргумента, но вряд ли будет справедливым оставлять потребителю лишь возможность взыскания убытков с продавца, который находится в другом регионе и чья реальная платежеспособность изначально находится под большим вопросом, не говоря уже о том, что информация о таком безденежном продавце подчас может скрываться под красивым и ярким фасадом агрегатора. Интересно и может быть доводом в пользу этой позиции и то, что покупатель зачастую не выбирает продавца. Где-то это невозможно технически («Яндекс.Такси» или Uber, который сам назначает водителя), где-то механизм сайта построен так, что пользователь выбирает, по сути, самый дешевый или самый быстрый способ приобретения товара («Яндекс.Маркет»). Ни в том, ни в другом случае речь не идет об осознанном выборе будущего контрагента по критерию его благонадежности.

Должен ли нести ответственность "безвозмездный" для пользователя агрегатор?

Разумеется, на доводы выше можно возразить, что Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» применяется при условии возмездного характера отношений между потребителем и продавцом. То есть отсутствие рассматриваемых поправок тоже не сильно изменило бы ситуацию, так как агрегаторы работают для потребителя бесплатно.

Несмотря на то что многие сервисы именно по этой причине декларируют свою безвозмездность, по сути, именно пользователи платят за функционирование агрегаторов. Недаром деятельность агрегаторов ведется зачастую коммерческими организациями, которые по определению направлены на получение прибыли.

Да, формально деньги поступают от тех продавцов и исполнителей, которые подключаются к сервису. Ярким примером являются службы такси: за каждую поездку подключенный к агрегатору таксопарк или водитель получает не всю переведенную пользователем сумму, а лишь ее определенную долю. Но не стоит забывать, что эти расходы включаются в стоимость продаваемого потребителю товара. Выходит, потребитель, заказывая товар через агрегатор, платит своего рода «косвенный налог».

Таким образом, в экономическом разрезе отношений получается, что услуги агрегатора так или иначе оплачиваются потребителем. Конечно, обычно потребитель оплачивает множество других составляющих себестоимости продукта: рекламу, аренду торгового помещения. Однако в случае с агрегаторами есть одно важное отличие: приобретение товара происходит как будто через красивую ширму, за которую пользователь формально может заглянуть, но либо не захочет это делать, либо не увидит там ничего интересного (разве что выписку из ЕГРЮЛ в отношении неизвестной ему компании).

Выводы

Сложно спорить с тем, что агрегатор должен отвечать хотя бы за качество информирования потребителя: о наличии товара на складе, времени подачи такси и т.д. Но рассматриваемыми поправками предлагается освободить агрегаторы даже от обязанности проверять достоверность такого рода информации.

Появление предложенного законопроекта можно считать излишним: кроме условий ограничения ответственности агрегатора, он мало что привносит в регулирование отношений с его участием. Более того, возьму на себя смелость сказать, что отсутствие таких поправок было бы даже более благоприятным для граждан, хотя окончательные выводы требуют не только правового, но и глубокого экономического анализа.

Дело в том, что уже сегодня фактически возмездный характер деятельности агрегаторов дает заслуживающие внимания основания для того, чтобы применять к отношениям с ними Закон о защите прав потребителей, по крайней мере до тех пор, пока в законодательство не введены специальные нормы, определяющие ответственность агрегаторов. Этот подход выглядит весьма радикально, но он заслуживает права на существование.

Расширение сферы действия Закона о защите прав потребителей за пределы одного лишь его буквального толкования не является новым: достаточно вспомнить его применение не только к прямо упомянутым «товарам – работам – услугам», но и, например, к отношениям по страхованию имущества граждан.

То же касается и поднятой выше проблемы возмездности отношений. В тех случаях, когда это имеет значение, арбитражные суды обращают внимание на то, какую экономическую цель (одарить или получить выгоду) преследует компания, которая, например, прощает долг контрагенту. Представляется, что такой сущностный подход был бы более правильным и при выявлении возмездности отношений и их потребительского характера.

Не нужно забывать и о том, зачем мы вообще защищаем потребителя. Это слабая сторона, которая имеет куда меньше ресурсов по отстаиванию своих интересов, чем субъект коммерческой деятельности. Позволяя агрегаторам зарабатывать на более удобном способе предоставления потребителю товаров или услуг, необходимо дать возможность потребителю в полной мере предъявлять претензии к агрегатору, если они связаны с упущениями с его стороны.

В противном случае мы окажемся в ситуации, когда «уберизация» покроет большую часть потребляемых для личных целей товаров и услуг, учитывая, что такого рода механизм взаимодействия пригоден и для приобретения продуктов, товаров для дома, одежды, транспортных, курьерских и прочих услуг. Получится, что агрегаторы, выступая «лицом» продавца, будут оставаться в практически недосягаемой для потребителя безопасной зоне, где им ничего, кроме призрачной перспективы взыскания убытков, угрожать не будет.

  • 1040
  • рейтинг 4

Комментарии(2)

Написать комментарий
  • Vladislav G. Artamonov участник
    26.03.2018 - 14:38 Vladislav Artamonov
    Ух, эдак с такой тенденцией и сайт госуслуг к ответственности привлекать начнут... И наступит всеобщая благодать.
    1
  • Фёдор  Куликов-Костюшко юрист
    11.04.2018 - 2:38 Фёдор Куликов-Костюшко
    Агрегаторы очень разные бывают. Я всё-таки склонен считать, что ответственность агрегатора должна быть разной в случаях (а) когда потребитель самостоятельно выбирает конечного продавца и он конкретизируется до реализации товара/услуги (в этом случае услуги агрегатора всё же ближе к информационным; ср. тот же Ebay) и (б) когда модель работы агрегатора не предполагает или сильно затрудняет выбор конкретного продавца (последний вариант особенно ярко виден в случае всех этих такси-приложений).

    Что же касается защиты прав потребителей, то, по правде сказать, есть давно отработанный механизм. Называется chargeback по банковской карте. «Плюшки» в виде гигантских процентов и штрафов по Закону о защите прав потребителей не получишь, но уплаченная сумма возвращается уж точно быстрее, чем через суд, без особых проволочек и независимо от гражданства и местонахождения продавца (а это самое важное, между прочим: не будете же вы иск к китайскому дядюшке Сяо предъявлять у мировушки по своему месту жительства, а потом надеяться «обналичить» исполнительный лист!). Не раз удивлялся, почему chargeback’ом наши граждане почти не пользуются и тратят время на бесплодную переписку с агрегатором вместо одного визита в свой банк.
    0

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.