Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.
Николай Андреев Юрьевич юрист
 
Николай Андреев Воронеж Налоги и киберправо
 
Николай Андреев читать блог

33 шага на пути к крутому юрфаку

13.06.2018 — 11:25

 
Мне кажется, что это подойдет почти для любого абстрактного провинциального юридического факультета.
Исходить надо из того, что а) провинциальный юрфак стеснен в средствах; б) пространство для маневра достаточно ограниченно; в) строить надо исследовательский юрфак; г) строить надо предпринимательский юрфак (что это, я уже писал ниже). Два последних пункта объясняются тем, что нужен прорыв в исследованиях, но деньги эти придется брать не из бюджета, а зарабатывать.
Итак, собственно шаги. 

1. Электронный документооборот: большинство документов, используемых сотрудниками и обучающимися, вполне можно перевести в цифру, а обычные подписи заменить на ЭЦП. Это сэкономит время и нервы сотрудникам и обучающимся. Плюс простой хаос превратит в хаос организованный хоть немного. 

2. Изменение формулы распределения средств: 70 % заработанных (внебюджетных) средств оставлять юрфаку, 30 % - на нужды университета. В действительности стимулирование заработка юрфака приведет к повышению собираемости (в абсолютных цифрах) денег, а значит, улучшит поступления для университета в целом.

3. Создание учебно-научных лабораторий. Некоторые из студентов уже со 2-3 курса могут приобретать первоначальные навыки научной работы плюс чувствовать прикладной их характер.

4.Добиваться заказов на выполнение исследований и пр. как от государственных органов, так и от частных компаний.

5. Стимулирование получения грантов (например, "сверху" давать победителям некоторую сумму в виде премиальных) - пустячок, а показывает ученому, что его труд оценили. 

6. Распространять навыки получения грантов: стимулировать грантополучателей делиться соответствующим опытом.

7. Развивать студенческие научные общества, рассматривать их как необходимый инструмент в развитии обчающихся.

8. Стимулировать сотрудничество СНо родного юрфака с аналогичными организациями других вузов.

9. Стимулировать муткорты (студенческие судебные модели) как в стенах юрфака, так и участие в региональных и федеральных муткортах.

10. Ввести дополнительные курсы / кафедры практической юриспруденции: курсы юридического письма, курсы юридического говорения (legal speaking, legal writing). 

11. Активнее привлекать на такие курсы практиков, снижая или вовсе освобождая от "нагрузки" в виде заполнения программ, ФОСов, шмосов и т.д. 

12. Стимулировать сотрудников. Ведущие, двигающие вперед науку и преподаватели сотрудники должны получать не меньше администраторов факультета, а то и вуза. Потому что в действительности усилия преподавателей привлекают студентов, репутация юрфака - это слагаемая из нескольких компонентов, один из ключевых - работа преподавателя.

13.Создавать юридические клиники как для физических, так и для юридических лиц.

14. Заключать соглашения с ведущими на региональном рынке фирмами о сотрудничестве (хотя бы в плане практики обучающихся в этих фирмах).

15. Создавать центры изучения правовых технологий и права технологий (легалтех и т.д.).

16. Создавать центры изучения европейского и азиатского права.

17. Поддерживать информационное продвижение (стимулировать паблики, официальные и неофициальные, вконтакте) юрфака. Паблики и сайты - это лицо юрфака, или зеркало. Многие абитуриенты могут узнавать информацию о факультете именно там.

18. Стимулировать проектную работу для студентов.

19. Стимулирование публикационной активности преподавателей.

20. Создание онлайн-курсов - существует много площадок. Это один из инструментов в том числе привлечения магистрантов и т.д.

21. Проведение летних школ (да хотя бы по киберправу).

22. Проведение дней карьеры.

23 Создание эндаумент-фондов.

24. Участие в создании стартапов, в том числе при участии студентов факультета. 

25. Проведение конкурсов (на лучшие научные работы, проектов в сфере легалтех и т.д.).

26. Создание научных публикаций в электронной форме: не печатный, а электронный источник сейчас гораздо более доступен и читаем (в первую очередь, студентами).

27. Концентрация знания: нужно наравне с электронными базами данных концентрировать бумажные публикации (в первую очередь, книги) в специальных центрах знаний, например, центре финансовой науки.

28. Создание электронных баз знаний: в случае привлечения труда студентов можно создавать мощные базы данных (публикаций и т.д.) в электронной форме, что улучшит уровень работы и студентов, и преподавателей.

29. Работы с другими регионами: в условиях многоступенчатости высшего образования (создание магистратуры) повышается возможность студенческой мобильности (бакалавры могут пойти в другой вуз, а не тот, где получили бакалаврскую "степень"). Мобильные ресурсы- это потенциальные ресурсы для юридического факультета.

30. Активная работа в сфере публичных лекций, лекций приглашенных специалистов и т.д. 

31. Работы со школьниками: олимпиады по праву, конкурсы, тренинги и т.д. Школьники - будущие студенты, с ними надо работать уже со школьной скамьи. В том числе работать через студентов и паблики. 

32. Работа с выпускниками. Выпускник - это реклама для будущих абитуриентов, его история успеха - это история успеха факультета. Один из показателей эффективности факультета - место, на которое может претендовать выпускник. Пусть приходят чаще и выступают перед студентами, а кроме того, можно просить о пополнении эндаумент-фонда. 

33. Развитие "нетрадиционных" отраслей права: fashion law, киберправо, спортивное право, медицинское право и т.д. 

В общем, как-то так.
Написал более "общо", чем планировал, и, наверное, затронул далеко не все. Но попытался подать это в концентрированном виде.

  • 1142
  • рейтинг 3

Похожие материалы

Комментарии(10)

Написать комментарий
  • Дмитрий Борисович Савельев юрист
     
    Дмитрий Савельев доцент, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
     
    13.06.2018 - 13:07 Дмитрий Савельев
    Это Ваша программа действий? Очень интересно будет узнать, как она реализуется на практике.
    1
    свернуть комментарии (2)
    • Николай Юрьевич Андреев юрист
       
      Николай Андреев Воронеж управляющий партнер, юрист, Налоги и киберправо
       
      13.06.2018 - 13:14 Николай Андреев автор   »   Дмитрий Савельев
      Если точнее, все, кроме 2 пунктов, программа развития студенческой науки на юрфаке ВГУ. Попросили стать куратором СНО, прикидываю, что и как развивать. Первые два пункта пока неосуществимы.
      0
    • Николай Юрьевич Андреев юрист
       
      Николай Андреев Воронеж управляющий партнер, юрист, Налоги и киберправо
       
      13.06.2018 - 14:36 Николай Андреев автор   »   Дмитрий Савельев
      Плюс частично это опробовано в ходе моей работы со студентами на кафедре финансового права нашего университета - https://vk.com/club94412258 https://finance-law-vsu.ru/ https://vk.com/public165816016
      0
  • Артемий Андреевич Марков юрист
     
    Артемий Марков Екатеринбург юрисконсульт корпоративно-правового отдела, Акционерное общество "Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова"
     
    13.06.2018 - 15:18 Артемий Марков
    Предупреждаю, транслирую СВОЕ СУГУБО СУБЪЕКТИВНОЕ мнение:

    Общее мнение: тезисы о развитии факультета написаны в духе стандартной книги для управленца: стимулируй, поддерживай, поощряй и все станет хорошо.

    По конкретике: представленные для обсуждения "шаги" на пути к "крутому юрфаку" не в полной мере шаги, да и категория "крутой" юридический факультет выглядит размытой (может быть фрагмнтарно каждый ее понимает, но я уверен в том, что подходы разойдутся), поэтому предлагаю Вам определиться с основными критериями "крутого юрфака".
    Исходя из базовых критериев (абз. выше) будет доступно понимание основных целей, которые тянут за собой задачи. Исходя из задач нужно формировать конкретный план мероприятий, в котором отразятся и непосредственно мероприятия с их сроками исполнения, их целевые показатели (они же индикаторы качества выполнения мероприятий) и т.д.
    Иными словами, нужна многозвенная иерархическая модель, пирамида которой покажет хоть сколько то реальный масштаб грядущих действий.
    Далее нужно адаптировать условную "пирамиду" под имеющуюся почву, а для этого необходим еще анализ имеющихся в академической среде проблем.
    С учетом того, что факультет (что следует из замысла статьи) находится в упадке, предвижу следующее (самые базовые):
    1. острый кадровый голод: молодых/сильных/ амбициозных преподавателей нет (или их число стремится к нулю); среди имеющихся преподавателей большая часть уже давно работать не хочет из-за возраста; преподавателей-практиков нет вовсе, а если и есть, то это пенсионеры из органов (нужно быть честным, преподавательские способности имеются далеко не у каждого, плюс годы служебного выгорания и т.д.);
    2. распущенные/ленивые/слабые студенты, которые уже втянулись в заданный ритм "ничего не делания" и тоже ходят "отбывать" пары, если ходят вообще;
    3. возможно престарелый административный аппарат ВУЗа ( в том числе и люди, которые на что-то влияют), который только почуяв "ветер перемен" будет их саботировать или оказывать открытое противодействие (в какой форме - не суть важно);
    4. факультет сейчас, скорее всего, без статуса. Побороть репутационную проблему - задача далекой перспективы.

    Далее: осознавая масштаб проблемы и ее глубину я желаю автору терпения, удачи и советую к такой реформе приступать при наличии своей команды.
    0
    свернуть комментарии (3)
    • Николай Юрьевич Андреев юрист
       
      Николай Андреев Воронеж управляющий партнер, юрист, Налоги и киберправо
       
      13.06.2018 - 15:33 Николай Андреев автор   »   Артемий Марков
      Да беда в том, что есть возможность повлиять только на структуры СНО и т.д.

      Кстати. было бы очень интересно, а например что такое крутой юрфак для Вас и по каким критериям можно оценивать?
      Кое-что у меня в голове на эту тему крутится, но пока что не сформулировал более-менее точно
      0
      • Артемий Андреевич Марков юрист
         
        Артемий Марков Екатеринбург юрисконсульт корпоративно-правового отдела, Акционерное общество "Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова"
         
        14.06.2018 - 8:45 Артемий Марков   »   Николай Андреев
        Вопрос на самом деле весьма философский... в моей картине мира крутой юрфак должен быть сбалансированным и гармоничным: баланс должен быть достигнут минимум в следующих парах:
        1. теория и практика;
        2. фундаменталика и прикладное;
        3. аудиторная и внеаудиторная работа;
        4. понуждение и мотивация;
        5. минимальный стандарт и повышенные требования.

        О каких-то вещах из рубрики "само собой разумеется", то есть о востребованности выпускников и т.д., речи не ведем в силу очевидности таких черт крутого юрфака.

        Движение же к крутому факультету, как мне кажется, это:
        1. кадры (основной ресурс): что-то мне подсказывает, что из системы высшего образования надо многих отправить домой, заменив их на молодых, работоспособных, умных и интересных, ориентированных на практику.
        2. под кадры нужны условия: речь не только о зарплате и хороших кабинетах кафедр, но и работающих лифтах трансляции идей и т.д.
        3. работа, ориентированная на развитие студентов (студент же и есть центр вселенной университета): их нужно возить на муткорты, всероссийские юридические олимпиады, показывать суды и административные органы (морги и колонии тоже желательно посетить).
        В общем виде так.
        1
        • Николай Юрьевич Андреев юрист
           
          Николай Андреев Воронеж управляющий партнер, юрист, Налоги и киберправо
           
          17.06.2018 - 22:56 Николай Андреев автор   »   Артемий Марков
          Понял, спасибо за информацию к размышлению!
          0
  • Денис  Скиба юрист
     
    Денис Скиба Город 22701000
     
    13.06.2018 - 19:55 Денис Скиба
    Всё это здорово, но САМОЕ ГЛАВНОЕ: выкинуть нахрен из учебной программы информационные помои вроде философии, политологии, социологии, проф. этики (90% - история из серии "что об этике думал Платон, а что Аристотель", остальные 10% - выдержки из УПК, который потом изучается отдельно) и тому подобного. А из "правовых" дисциплин убрать всё то псевдонаучное словоблудие, которое по недоразумению называется "чисто теоретическими материалами". Освободившееся время потратить на (внезапно!) "нормативку", практику и "технические" навыки, необходимые юристу (например, умение быстро найти ответ на возникший вопрос - за 5 лет учёбы в ВУЗе мне, например, никто не дал даже подобия алгоритма).
    2
    свернуть комментарии (2)
    • Наталья Александровна Соловьева юрист
       
      Наталья Соловьева Кандидат юридических наук
       
      13.06.2018 - 23:30 Наталья Соловьева   »   Денис Скиба
      Абсолютно с Вами согласна !! Но куда ж Вы денете тех 'уважаемых' лекторов, которые кроме кодексов прочитать ничего не могут, а от слова 'практика' их вообще трясет ?? Беда региональных вузов... Так что, вряд ли что дадут выкинуть... но 33 шага хотя бы дадут возможность хотя бы частично исправить порочную учебную программу.
      1
      • 17.06.2018 - 8:53 Владимир Коростелев   »   Наталья Соловьева
        Вы забыли добавить, что после "тряски" может звучать что-то вроде: "Поэтому курсовую будем писать на действительно актуальной тему - Метод познания методологии гражданско-процессуального права". И надо справедливости ради отметить, что есть полно преподавателей обратного: "Да что вы все историю в тему берете, записывайте себе современные темы и проблемы".
        0

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.