Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.

С 1 мая МРОТ и прожиточный минимум должны сравняться, работодателям следует "дотянуть" зарплаты сотрудников (№421-ФЗ).

16.05.2018 — 10:21

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 421-ФЗ от 28.12.2017 года, который устанавливает новый размер минимального размера оплаты труда, и уравнивает этот размер до величины прожиточного минимума начиная с 1 января 2019 года.

Однако, в январе этого года президент России Владимир Путин заявил, что ждать следующего года не придется – уравнивание произойдет уже начиная с 1 мая этого года.

Сам размер МРОТ сейчас составляет 9 489 рублей в месяц, а размер прожиточного минимума для трудоспособного населения 11 160 рублей. С 1 мая эти сумму сравняются до 11 163. Теперь МРОТ должен ежегодно устанавливаться на уровне прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года или выше, если его величина опустилась ниже уровня предыдущего года. Правительство РФ передало полномочия по установлению прожиточного минимума на Министерство труда и социальной защиты РФ.

Таким образом, работодатели обязываются выплачивать своим работникам, отработавшим месячную норму рабочего времени, заработную плату не ниже установленной суммы. Ниже установленного минимума могут получать только лишь работники, отработавшие не полную ставку. За начисление зарплаты ниже МРОТ работодателя могут привлечь к административной ответственности в виде значительных штрафов, а в случае вторичного нарушения возможна дисквалификация.

Также, увеличиться и суммы социальных выплат, выплат по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, так как их величина зависит от размера МРОТ.

Как сообщает Минтруд, изменения коснутся более полутора миллионов человек. Именно столько россиян получают минимальную зарплату. Половина из них относится к бюджетной сфере.

Также в субъектах РФ разрешается за счет своих бюджетов устанавливать более высокий размер МРОТ, чем предусмотрено федеральным законодательством. Например, в Москве эта сумма составляет 18 742 рубля. Организации и ИП Москвы обязаны платить минимум 18 742 в случае, если они присоединились к московскому региональному соглашению. Если же работодатель в течение 30 дней после публикации данного соглашения не отказался от участия в нем в мотивированном письменном виде, то он автоматически присоединяются к нему. Если отказ был подан, то работодатель может платить МРОТ на федеральном уровне, что значительно меньше.

 

Еще в первой редакции Трудового кодекса РФ от 2001 года было установлено, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума. Однако, только к 2018 году, более 17 лет спустя с даты принятия ТК РФ - данная норма закона начнет работать фактически.                              

И вот, в третьем квартале 2017 года президентом перед правительством было поставлена цель уравнивания. Изначально планировалось, что процесс будет вводиться постепенно в течение 2 лет, и был подписан соответствующий 421-ФЗ в декабре. Но уже в январе 2018 года президент заявил об ускорении процедуры и выравниванию МРОТ с ПМ к 1 мая.  Очевидно, прежде всего, такое решение связано с предстоящими тогда президентскими выборами. Заявление было высказано в январе, как раз накануне старта президентской «гонке» в марте. Данный жест позволил бы еще сильней склонить чашу весов в поддержку текущих властей и главы государства.

Параллельно, этим же законом был «заморожен» объем потребительской корзины до 2020 года, так как, по словам Минтруда: «изменение методики исчисления прожиточного минимума в связи с пересмотром корзины не позволит спланировать средства на повышение МРОТ в течение трехлетнего периода как для бюджетной сферы, так и для реального сектора экономики».

В целом, уравнивание МРОТ с  прожиточным минимумом – логичное и правильное решение. И если на бюджетниках это скажется положительно, то с частным сектором не все так просто. Ведь многие работники официально получают минимум, а в действительности, большую часть получают в «конвертах». Это позволяет как работодателям, так и работникам экономить на налогах и страховых взносах. С повышением МРОТ работодатель должен будет повысить минимум с 9 489 до 11 163, и налоги, взносы, соответственно, увеличатся. Работник будет получать меньше на руки, при этом, учитывая тяжелое экономическое состояние многих организаций, работодатель может не найти денег, чтобы выплачивать в «конверте» прежнюю плату. Естественно, те работники, которые реально получали зарплату по МРОТ, будут получать на пару тысяч больше – и это хорошо, но все же, таких не так уж много. Более того, такие работники, фактически, все равно не будут получать установленный ПМ, так после обложения зарплаты подоходным налогом и взносами во внебюджетные фонды итоговая сумма все равно будет меньше заявленной. Таким образом, можно прогнозировать больший уход в серую экономику.

Конечно, даже 11 тысяч очень мало для полноценного обеспечения жизни работающего населения. Проблему бедности это вряд ли решит. К тому же, не стоит забывать про инфляцию и повышение цен, которые могут существенно расти в течение всего года, в то время как установление нового ПМ происходит только раз в год 1 января соответствующего года. Важно, чтобы совместно с подъемом доходов населения принимались меры по сдерживанию необоснованного роста цен на товары и услуги, проводилась параллельная активная антимонопольная политика.

По последним данным Росстата, средняя зарплата по России составляет 37 100 рублей. То есть, социальная дифференциация останется довольно значительная. Что касается Москвы и Московской области, то здесь средняя зарплата находится на отметке в 66 880 рублей, что в два раза больше чем по РФ. По данным же Евростата, Россия в 2017 году расположилась на 66 месте среди 157 стран мира – позиция, конечно, не самая плохая.

В то же время, на самом государственном бюджете данное увеличение, как ни странно, скажется увеличением дохода. Ведь и налоги с новых повышенных сумм, соответственно, так же увеличиваются. Расходы государства на повышение зарплат бюджетников составят более 26 млрд. рублей. Учитывая, что доля налога на доходы и страховых платежей составляет около трети от зарплат работников как бюджетной, так и частной сферы, то государству вернется даже больше, чем оно потратило. Получается, выделенная сумма  может пополнить бюджет более, чем на 30 млрд. рублей, что как минимум, принесет на 5 млрд. больше изначальных затрат.

ключевые слова: Исаков Данила Игоревич
  • 402
  • рейтинг 0

Комментарии(0)

Написать комментарий

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.