Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.

Налоговая система: стабильные изменения

16.05.2018 — 17:27

Главным вопросом долгой дискуссии о параметрах налоговой настройки стал выбор – менять что-то кардинально в налоговой системе или оставить ее на время в покое.

Не случайно в президентском послании от 01.12.2016 указывается, что сегодня очевиден растущий запрос людей «на стабильные, устойчивые, предсказуемые правила ведения бизнеса, включая налоговую систему».

Поправки в налоговое законодательство вносились и будут вноситься перманентно. Только за последние шесть лет «налоговой стабильности» появились торговый сбор и патенты, имущественные налоги переведены на исчисление от кадастровой стоимости, администрирование страховых взносов вернулось налоговой службе, розница перешла на онлайн-кассы. Налоговый кодекс пополнился принципиально новыми институтами: введены налоговый мониторинг, международный автоматический обмен финансовой информацией, понятия контролируемых иностранных компаний и фактического получателя дохода. Законодательно определены пределы налоговой экономии, предусмотрены особенности налогообложения региональных инвестпроектов. Не говоря уже об ощутимых изменениях налога на прибыль, НДС, акцизов и т.д. Разделив количество дней в году на количество законов о внесении изменений в Налоговый кодекс (46 в 2017 году), получим, что «в среднем» период стабильности самого Кодекса – 8 дней.

Стремительно меняется социально-экономическая ситуация в стране, все быстрее развиваются технологии, соседние страны предпринимают решительные меры по повышению налоговой привлекательности для бизнеса, растет международная напряженность. Налоговая система России должна давать своевременный ответ на эти вызовы.

Важность этой задачи понимает и председатель российского правительства, заявляя на официальных встречах, что «налоговая система, с одной стороны, должна быть стабильной, и мы стремимся сделать ее такой, чтобы она позволяла нашей стране конкурировать с другими экономиками на рынке труда и капитала, но с другой стороны, как и всякая система, она должна оптимизироваться сообразно времени». «Важно обеспечить предсказуемость налоговой системы. Частые поправки в налоговое законодательство этому, конечно, не могут способствовать, здесь нужен взвешенный подход. Но опять же это не означает, что вообще ничего не нужно делать», – считает он.

Как же обеспечить бизнесу, инвесторам вожделенную предсказуемость и определенность налогообложения?

Двадцать лет назад была принята первая часть Налогового кодекс, согласно которой до вступления налогового закона в силу должен пройти как минимум месяц. Отчетливо помню, что в те «первобытные» времена это правило воспринималось не только как нечто немыслимое, но и как совершенно нереалистичное. И действительно, в первый год эта норма приостанавливалась, чтобы регионы успели ввести налог с продаж, да и в последующем нарушалась: налоговые законы нередко подписывались президентом «под ёлочкой» – 31 декабря, а публиковались уже в новом году. Но постепенно, в течение нескольких лет, федеральная власть научилась соблюдать это правило, поэтому сейчас налоговые законы принимаются и официально публикуются строго до 1 декабря.

В 2007 г. в соответствии с Бюджетным посланием Президента от 30.05.2006 в статье 53 Бюджетного кодекса появился новый стандарт: налоговые законы должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Госдуму проекта федерального закона о федеральном бюджете. Фактически – до 1 сентября, т.е. на весенней сессии. Норма должна была показать свою силу во втором полугодии 2008 г. Но тут случился кризис и норму пришлось приостановить, чтобы принять антикризисные поправки. С тех пор эта норма регулярно подпадает под мораторий.

Сейчас Минфин и Минэкономразвития разрабатывают поправки в Налоговый кодекс о том, что налоговые изменения, вступающие в силу с 1 января, должны приниматься и публиковаться до 1 сентября. По сути это реинкарнация нормы Бюджетного кодекса, так и оставшейся нереализованной. Но прошло десять лет – налоговые и правовые системы, экономические отношения в стране и мире ушли далеко вперед. Поэтому такое предложение уж точно нельзя считать чем-то новым. В Казахстане подобная норма заработает со следующего года. Уже сейчас белорусское налоговое законодательство не меняется в течение календарного года (правда, условия налогообложения иногда меняются президентскими декретами). Так что в целом в нашем ближайшем окружении это уже становится bon tone.

Кроме того, такой порядок вступления новых налоговых норм не позволяет компаниям увеличить горизонт планирования хотя бы до одного года. Например, если поправки о повышении ставки НДС будут приняты осенью (такое не исключается)  и опубликованы до 1 декабря, то они вступят не 1 января следующего года, как сейчас, а с 1 апреля, т.е. посреди финансового года. А поправки по налогу на добычу полезных ископаемых и акцизам – и вовсе с 1 февраля. К тому же отсрочка в несколько месяцев не обеспечивает достаточной устойчивости налоговой среды для инвесторов, особенно реализующих долгосрочные инфраструктурные проекты.

Уже много лет федеральный бюджет формируется и утверждается на три года. Можно ли налоги как его основную доходную часть определять для налогоплательщиков сразу на весь этот срок? По поручению Александра Лукашенко к 1 января 2019 г. готовится такая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, которая не будет меняться как минимум три года. Вряд ли можно считать это решение адекватным жизненным потребностям по указанным выше причинам. Да и надо ли нарушать сложившийся ритм законодательного процесса?

Нет ничего хорошего в стоялой воде. Подобно рыбам горных рек, налоговой системе надо приспособиться жить в проточной воде внешних событий, сохраняя комфортное постоянство внутренней среды.

Для этого надо прямо закрепить в Налоговом кодексе новое правило: изменения, повышающие ставки, увеличивающие налоговую базу, вводящие новые налоги и сборы, отменяющие льготы или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, вступают в силу не ранее чем через три года после их опубликования и не ранее 1 января года, следующего за истечением данного срока.

В связи с предстоящей настройкой налоговой системы очевидно, что необходим переходный период для введения такого правила в действие. Во-первых, вступление этого правила в силу с 1 января 2019 г. Во-вторых, постепенное увеличение срока, например, в первый год действия этой нормы – не ранее чем через год, во второй – через два. Начать с года и прибавлять по году в год. Таким образом, законы, принятые в 2019 г., вступят в силу в ухудшающей положение налогоплательщиков части с 2021 г., в 2020 г. – с 2023 г., в 2021 г. – с 2025 г.  

С одной стороны, новый стандарт цивилизованности существенно повысит надежность финансового планирования при ведении бизнеса: инвестор будет гарантирован от ухудшения налоговых условий в течение фактически 4 финансовых лет.

С другой – позволит постоянно обновлять налоговое законодательство, не шокируя налогоплательщиков неприятными сюрпризами, как это было все последние годы. Увеличится и запас времени для перестройки бизнес-процессов, получения официальных разъяснений, исправления законодательных дефектов.

При таком раскладе министру финансов придется научиться лучше планировать бюджет, а в случае форс-мажоров – прибегать к займам и другим неналоговым способам покрытия дефицита. Понятно, что проценты по займам будут заложены в налоги будущих лет, но тот рост экономики, который повлечет появление постоянных правил игры и правил изменения этих правил, не только покроет все текущие издержки, но и принесет казне весомый прибыток.

Ввести такое правило не трудно, для этого надо лишь отказаться от феодальной привычки воспринимать средства налогоплательщиков как свои собственные. Ну а затем прилежно его соблюдать, несмотря ни на какие финансовые катаклизмы, которые регулярно случаются у всех правительств в мире. Только в таком случае появится главная ценность – доверие к государству.

  • 552
  • рейтинг 4

Похожие материалы

Комментарии(4)

Написать комментарий
  • Андрей  Крамзин юрист
     
     
    16.05.2018 - 18:56 Андрей Крамзин
    «Ввести такое правило не трудно, для этого надо лишь отказаться от феодальной привычки воспринимать средства налогоплательщиков как свои собственные»

    Справедливое замечание.
    Главное, чтобы в течение 3-летнего периода вступления в силу новых изменений, государство не ввело десяток-другой неналоговых платежей, чрезвычайных сборов, плат и пошлин.
    Уж очень это стало привычным: в один карман кладут, а из другого забирают.
    1
    свернуть комментарии (1)
    • Вадим  Маратович Зарипов юрист
       
       
      17.05.2018 - 16:32 Вадим Зарипов автор   »   Андрей Крамзин
      Возможно, до конца весенней сессии ситуация с "неналогами" изменится в лучшую сторону.
      0
  • Maxim  Kerbel участник
     
     
    17.05.2018 - 13:50 Maxim Kerbel
    «"Как же обеспечить бизнесу, инвесторам вожделенную предсказуемость и определенность налогообложения?"»


    Как говорится, благими намерениями.... "Для этого надо прямо закрепить в Налоговом кодексе новое правило: ...". НЕ надо. Не нужно никаких "новых" правил.
    Не нужно вносить "изменения, повышающие ставки, увеличивающие налоговую базу, вводящие новые налоги и сборы, отменяющие льготы или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков".
    Просто: НЕ ВНОСИТЬ. Безо всяких "изменений". Карательная функция "налоговых" законоположений итак уже вызывает нервный смех.
    При том, что сами налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    Если же под таким основанием понимать нужды бюджета, то «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Ох, не случайно циклоп Полифем привиделся Александру Николаевичу по пути из Петербурга в Москву. Впрочем, человеку, руководившему Петербургской таможней и участнику Комиссии по составлению законов, этот образ должен был…являться периодически.
    Современные спят спокойно.
    1
  • Максим Николаевич Ушаков юрист
     
    Максим Ушаков Частная практика
     
    17.05.2018 - 14:23 Максим Ушаков
    Прекрасные, но увы невыполнимые пожелания. Как уже неоднократно высказывался в блогах на фискальную тему, модус вивенди нашего руководства не изменен с 90х. Если нет денег на выполнение бюджета, надо увеличить налоги, и усилить фискальное давление на предпринимателей и населения. Если ужесточенение не принесло ожидаемого эффекта, и вызвало очередной кризис неплатежей и увеличение банкротств, надо еще сильнее ужесточить фискальную политику.
    Только с целью доказать более высокому руководству, что мы что-то делаем. Реальный эффект никого не интересует.

    Предстоящий период экономической жизни будет самым абсурдным в нашей новейшей истории, потому как несмотря на увеличение цен на нефть и рост доходов бюджета, фискальное бремя будет увеличиваться, а давление только усиливаться.

    Соответственно при экономии бюджетов, не оплате за выполненные работы и поставленные товары по госконтрактам. Увеличение пенсионного возраста. И как следствие неплатежи, банкротство, сокращение реальных доходов, сокращение занятости, массовый перевод трудовых правоотношений в гражданско -правовые, из страха потерять последний источник для существования.

    Извините, но без политики опять не обойтись. Пока не произойдет полная смена как правительства, так и Федерального собрания, ни о каких изменениях, ни о какой стабильности, ни о защите инвестиций и капиталов нечего мечтать.

    Предложения об изменении как налоговой, так и бюджетной системы, давно выдвинуты и обсуждены. И альтернативы то им нет. Но действующее руководство ошибок признавать не будет.
    2

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.