Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.

Бывшие чиновники: как не ошибиться при их трудоустройстве

16.04.2018 — 1:03

Многие положения специальных законов зачастую игнорируются юристами и кадровиками компаний. Особенно, если закон имеет название и предмет в сферах деятельности, которыми ваша организация не занимается. В нашем случае - регулирует вопросы прохождения государственной службы или борьбы с коррупцией.

1. О ком надо сообщать «куда следует»

Ещё в конце 2011 года в Трудовом кодексе появилась статья 64.1, регулирующая вопросы заключения трудовых договоров с бывшими госслужащими. В данном случае нас интересуют два положения этой статьи: бывшие госслужащие, указанные в соответствующих перечнях должностей, в течение двух лет с момента увольнения со службы обязаны сообщать работодателю о том, что они были госслужащими, а также обязанность работодателя сообщать о найме таких бывших госслужащих представителю нанимателя по последнему месту службы.

Перечень таких госслужащих, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", сформулирован достаточно обтекаемо – к ним относятся все госслужащие, обязанные подавать декларации о доходах и имуществе. То есть, совсем грубо говоря, практически все госслужащие за исключением, разве что, военнослужащих срочной службы и достаточно небольшого перечня должностей.

! На практике я советую всем кадровикам подавать такие уведомления о всех бывших государственных и муниципальных служащих и лиц, замещавших государственные и муниципальные должности – за подачу уведомления в отношении тех, на кого подавать не надо, ещё никого не наказали. Но в случаях попытки привлечения к ответственности юристу компании следует подробно изучить соответствующие перечни госслужащих и выяснить, следовало ли в отношении них подавать соответствующее сообщение, а также то, откуда именно работодатель мог узнать, какую именно должность занимал бывший госслужащий.

! Не следует полагаться на отсутствие записей в трудовых книжках людей, пришедших на работу. Например, военнослужащим (куда относятся и Минобороны, и ФСБ, и МЧС и некоторые другие ведомства) записи о службе в трудовую книжку не вносят. В этом случае вам помогут или документы воинского учёта или же анкеты по учёту кадров, заполненные кандидатами. Не стесняйтесь спрашивать у них про «пробелы» в биографии – возможно, работник пару месяцев проработал судебным приставом или налоговым инспектором.

! Правила об уведомлении касаются не только трудовых, но и гражданско-правовых договоров с бывшими госслужащими. Но стоимость услуг по таким договорам должна превышать 100 тысяч рублей в месяц.

2. В каком порядке следует сообщать

Основной нормативный документ по вопросу - Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 (ред. от 09.08.2016) "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".

- Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее  руководителем  или  уполномоченным  лицом, подписавшим трудовой договор   со   стороны  работодателя,  либо  уполномоченным  лицом, подписавшим   гражданско-правовой   договор.  Подпись  работодателя заверяется  печатью  организации  или  печатью кадровой службы (при наличии печатей);

- Срок направления сообщения – 10 дней со дня заключения соответствующего трудового или гражданско-правового договора;

- В сообщении следует указать строго определённые сведения, указанные в выше названном постановлении правительства, включающие как данные о нанятом чиновнике, так и сведения о его должностных обязанностях по новому месту работы.

3. Ответственность за невыполнение требований

Ответственность за невыполнение требований о сообщении чрезвычайно сурова – статья 19.29 КоАП РФ предусматривает штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При этом срок давности по данному административному правонарушению весьма немаленький и составляет шесть лет, то есть в настоящее время он не истёк ни по одному из принятых после ноября 2011 года на работу бывших чиновников.

«Раскрываемость» данных административных правонарушений достаточно высокая – полномочиями по составлению протоколов наделена прокуратура. Мониторят всех уволившихся из того или иного органа госслужащих, потом запрашивают данные в налоговых органах или пенсионном фонде об их трудоустройстве, «на выходе» получая пачки протоколов на тех работодателей, которые забыли уведомить предыдущее место службы. За 2013-2015 годы дел об административных правонарушениях по такой статье – свыше девяти тысяч.

4. Разъяснения Верховного Суда по вопросу привлечения к ответственности по статье 19.29 КоАП

30 ноября 2016 года Президиумом Верховного Суда был издан «Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», на 17 листах подробно разъяснивший спорные вопросы подачи сообщений о бывших госслужащих и иные случаи, в которых организация может быть привлечена к ответственности. Например, в случае трудоустройства госслужащего, не урегулировавшего конфликт интересов между местом службы и нынешним местом трудоустройства.

Раскрою основные проблемные вопросы, которые теперь урегулированы однозначно:

  1. Ответственность наступает как в случае неподачи сообщения, так и в случае просрочки подачи сообщения о найме бывшего госслужащего.
  2. Обязанность подачи уведомлений безусловна и не зависит от того, включались ли в обязанности бывшего госслужащего функции контроля за нынешним работодателем.
  3. Обязанность по сообщению заключении трудового договора возникает вне зависимости от заработной платы по новому месту работы. «Порог» в сто тысяч рублей в месяц предусмотрен только для гражданско-правовых договоров.
  4. Обязанность по сообщению не возникает в том случае, если госслужащий перешёл на службу в другой госорган или же государственное или муниципальное казённое учреждение.
  5. У работодателя не возникает обязанности уведомлять иные места службы бывшего чиновника – сообщение направляется только по последнему месту службы.
  6. В случае перевода работника внутри одного работодателя обязанности по направлению нового сообщения у работодателя не возникает.
  7. Ответственность по статье 19.29 КоАП несёт не всякое должностное лицо организации, а именно то, в обязанности которого входит подписание уведомления. Соответственно – если трудовые договоры заключает директор, то именно он будет привлечён как должностное лицо.
  8. Если бывший госслужащий потерял трудовую книжку и не сообщил работодателю о том, что являлся госслужащим, то вины работодателя не возникает. На практике этот вопрос будет одним из самых сложных в доказывании – советую или брать с «потеряшек» расписку о том, что они не являлись госслужащими или же требовать заполнения подробной кадровой анкеты и подписания её работником (но тут могут возникнуть трения с государственной инспекцией труда, так как ТК заполнения анкет не требует).
  9.  Работодатель не обязан дополнительно запрашивать сведения о предыдущем месте работы государственного служащего, ограничиваясь при этом представленными им сведениями и записями в трудовой книжке.
  10. Правонарушение по статье 19.29 КоАП РФ нельзя признать малозначительным. То есть – даже если бывшего пристава вы взяли работать дворником и никакого нарушения охраняемых законом интересов, вроде бы, не произошло, позиция Верховного Суда однозначна – виновные будут оштрафованы. При этом Верховный Суд разрешил в случаях незначительности совершённого нарушения применять норму о возможности снижения штрафа для организации ниже минимального порога, установленную в части 3.2 статьи 4.1 КоАП (но только для юрлиц). То есть, если организация при наличии незначительной просрочки может «отделаться» штрафом в 50 тысяч рублей, то должностные лица ответят в полном размере.
  • 589
  • рейтинг 3

Похожие материалы

Комментарии(1)

Написать комментарий
  • Денис  Каримов юрист
     
     
    16.04.2018 - 14:39 Денис Каримов
    Сам пост, конечно, супер крутой, но с тегом "трудовое право и право соц. обеспечения" категорически не согласен: обязанности, связанные с прохождением госслужбы, а также возникающие в связи с ее прохождением после увольнения, относятся не к трудовому праву, а праву управления, о чем недвусмысленно намекает ст. 19.29 КоАП РФ, охраняющая общественные отношения от коррупционных посягательств на ИВ.

    Понимаю, что практика не может найти консенсус с доктриной (эти вопросы всегда изучаются в курсе административного права, а, например, ВС РФ в п. 1 постановления Пленума по КАС как бы намекает, что не должны).
    Тем более показательны позиции дореволюционного права: в ст. 18 Основных государственных законов Российской Империи 1906 года было сказано, что "Государь Император, в порядке верховного УПРАВЛЕНИЯ, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы". То есть источником права службы и, соответственно, возникающих в дальнейшем правоотношений служила административная власть независимо от того, где закреплены соответствующие нормы.
    0

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.