Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.

Вопросы налогообложения криптовалют в Российской Федерации

09.04.2018 — 21:11

Возможные пути реализации налогообложения криптовалют в Российской Федерации

 

У криптовалюты есть экономическая ценность, в ввиду возможности ее обмена на валюту. И если мы определяем криптовалюту как «иное имущество» в соответсвии со ст. 128 ГК, то она становится объектом налогообложения[1]. Хотелось бы начать с того, что приобретение криптовалют возможно несколькими путями: путем добычи криптовалюты (майнинга)[2] или путем совершения операций с другими пользователями («покупка»). В зависимости от способа ее приобретения правила налогообложения будет различаться.

Первоначально хотелось бы обратить внимание на зарубежный опыт налогообложения криптовалют. В последнее время поднимается вопрос об обложении операций с использованием криптовалют налогом на добавленную стоимость. Проблема состоит в том, что их определение как товара для применения НДС не совсем соответствует особенностям конструкции данного налога. Так, Суд ЕС отнес криптовалюту к «контрактным» средствам платежа (contractual means of payment), используемым только при соглашении сторон сделки.[3] Согласно директиве «Об общей системе налога на добавленную стоимость»[4] не подлежат обложению операции с законными средствами платежа. Аналогичное положение содержится в НК РФ: операции, связанные с обращением валюты не относятся к реализации товаров и работ и услуг[1], следовательно не являются объектом НДС. Однако Суд ЕС пришел к выводу, что под действие нормы подпадают также валюта, не являющаяся законным средством платежа при условии использования ее как альтернативного платежного средства сторонами сделки. Суд признал криптовалюту не товаром или услугой, а платежным средством (tender). После данного решения Налоговая служба Италии опубликовала руководство по налогообложению НДС операций с криптовалютами, в соответствии которым такие сделки определены как оказание услуг, не облагаемые НДС.[5] Однако так как суррогаты платежа в РФ запрещены[6], такая позиция не для российского порядка не применима. Однако ФНС России была высказана позиция, согласно которой операции, осуществляемые с приобретением или реализацией криптовалют и при этом использованием валютных ценностей или валюты РФ, необходимо относить к валютным операциям.[7] Следовательно такие операции облагаться НДС не будут. 

Позицию об обложении операций с криптовалютами НДФЛ высказал глава Минкомсвязи Н. Никифоров: «такие операции должны облагаться ...  налогом на доходы физических лиц».[8] На наш взгляд вполне обоснована позиция, согласно которой доход от операций с криптовалютой должны быть обложен НДФЛ или налогом на прибыль организаций (в зависимости от надлежащего субъекта). Однако в таком случае доход, получаемый с майнинга, остается не учтенным. Это связано с тем, что в соответсвии со ст. 208 НК РФ доходом является (для нашего случая) именно «доходы от реализации (курсив наш) … иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу». Так как майнинг не предполагает реализации полученной криптовалюты, то не подпадает под объект данного налога. Если рассматривать налог на прибыль организаций, то данной проблемы не возникает, так как в объект налога входят внереализационные доходы, перечень которых открыт. Даже при адаптации ст. 208 НК к доходу, получаемому от майнинга, остается ряд проблем. Одной из них является исчисление налогов в силу анонимности системы функционирования криптовалют. Если существует реальная возможность проследить последние транзакции пользователя (в силу особенностей самой системы), то посмотреть доход, приобретенный пользователем путем майнинга, практически невозможно. В силу этого нам представляется необходимым установить налог на вмененный доход от рассматриваемой деятельности, чтобы обеспечить эффективное налогообложение.

По нашему мнению, объектом данного налога необходимо считать вмененный доход налогоплательщика, полученный от добычи криптовалюты (майнинга).

Для целей данного налога можно определить следующие понятия:

Криптовалюта – функционирующая в децентрализованной системе цифровая единица, которая может быть использована неопределенным кругом лиц как средство расчета за товары, работы или услуги, а также может выступать предметом обмена на валюту РФ или иностранных государств;

Добыча криптовалюты (майнинг) – процесс расшифровки хэшей компьютером, подключенным к сети, за который пользователь получает вознаграждение в виде определенного системой количества криптовалюты;

Хеш – зашифрованная последовательность символов, преобразующаяся из информации в ходе функционирования криптографической системы;

Сложность в майнинге криптовалют — условная единица, показывающая сложность расшифровки хеша компьютерной техникой;

Криптографическая система — совокупность криптографических алгоритмов и преобразований, которые предназначены для работы в единой технологической цепочке с целью решения определенной задачи защиты информационного процесса.

Налоговой базой для исчисления суммы данного налога будет признаваться величина вмененного дохода, который рассчитывается как произведение потенциального дохода от майнинга, выраженного в криптовалюте (количестве единиц), и рыночной стоимости конкретной криптовалюты. Потенциальный доход от майнинга рассчитывается по следующей формуле: ДМ = (НБ x ПМ х ВМ) / (СМ х К), где ДМ – доход от майнинга, выраженный в конкретной криптовалюте; НБ – награда за раскрытие блока; ПМ – период времени майнинга, выраженный в секундах; ВМ – вычислительная мощность техники, выражаемая в хэшах в секунду (hash/s); СМ – сложность майнинга; К – константа, отражающая изменение сложности майнинга, примерно равная 2^32.

В октябре 2016 г. испанский Минфин предложил ввести ставку в 47% на доходы майнеров.[9] На наш взгляд данный процент является завышенным, так как майнинг не является получением просто дохода из воздуха. Помимо дорогостоящей аппаратуры также происходят колоссальные затраты на электроэнергию. Так как «потянуть» налог смогут лишь обладатели крупных «криптоферм», то данный налог приведет скорее к свертыванию данной деятельности большинством пользователей, в связи с чем можно говорить о нарушении принципа финансовой цели налогообложения. Поэтому налоговая ставка, по нашему мнению, должна составлять 20%. По тем же соображением, по нашему мнению, необходимо предоставить право налогоплательщика на налоговый вычет на объем расходов, затраченный на оплату электроэнергии, установив предельный размер такого вычета. 

Субъектами налога являются как физические, так и юридические лица, осуществляющие добычу криптовалюты (майнинг). Однако облагать налогом, по нашему мнению, стоит не всех пользователей, а лишь тех, чья техника обладает определённой мощностью (например, 1 GH/s). Это обусловлено тем, что налоговое администрирование пользователей с техникой небольшой вычислительной мощностью будет сверхзатратно и неэффективно. Проблема состоит в том, что мощность техники зависит от разных показателей и может изменяться. Данное положение требует доработки, подкрепленной специальными техническими знаниями.

Указанные лица должны встать на учет в качестве налогоплательщиков в территориальный налоговый орган по месту осуществления указанной деятельности, месту жительства физического лица или регистрации юридического лица. Налоговым периодом по налогу на вмененный доход от добычи криптовалюты (майнинга) необходимо признать месяц. Порядок и сроки уплаты данного налога. Уплата налога на вмененный доход от майнинга производится налогоплательщиком не позднее 28 числа первого месяца следующего налогового периода. Уплата налога производится по месту постановки плательщика на учет. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Заключение.

На наш взгляд при осуществлении операций с криптовалютой вполне применимы установленные законодательством налоги: НДФЛ, налог на прибыль организаций. В случае с добычей криптовалюты (майнингом) в целях эффективности налогообложения необходимо ввести налог на вмененный доход от рассматриваемой деятельности.

 

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. 1998. № 31. ст. 3824.

[2] Винья П. Эпоха криптовалют. Как биткоин и блокчейн меняют мировой экономический порядок. М., 2017. С. 354 

[3] Дело Skatteverket v David Hedqvist. URL: http://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf?text= &docid=170305&pageIndex=0&doclang=EN&mode=req&dir= &occ=first&part=1&cid=800089 (дата обращения: 01.12.2017).

[4] Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax. URL: http://eurlex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX:32006L0112 (дата обращения: 01.12.2017).

[5] Italian Tax Authorities clarify VAT treatment of Bitcoin transactions. EY Global Tax Alert Library. Indirect Tax Alert. 27 September 2016. (In Eng.). 11 p.

[6] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. ст. 2790.

[7] Письмо ФНС России от 03.10.2016 N ОА-18-17/1027 «О контроле за обращением криптовалют (виртуальных валют)» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 05. 10. 2017).

[8] URL: https://www.rbc.ru/economics/04/09/2017/59acee7d9a79473cfe4e881d (дата обращения: 01.12.17).

[9] URL: http://futurefintech.org/netcat_files/7/8/c9c2d243bd035fa351a4d96f3e73ffd7 (дата обращения: 01.12.17).

  • 449
  • рейтинг 1

Похожие материалы

Комментарии(0)

Написать комментарий

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.