Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.
Аркадий Брызгалин Викторович юрист
 
Аркадий Брызгалин АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право»
 
Аркадий Брызгалин читать блог

(13) «ТОП-10/17. Важнейшие события в сфере взимания налогов на имущество организаций и физических лиц: законодательство и практика

13.03.2018 — 7:29

Тринадцатый обзор "ТОП-10/2017" самых ярких налоговых событий ушедшего 2017 года посвящен событиям, связанным с регулированием налоговых отношений в сфере взимания имущественных налогов с организаций и физических лиц. Обзор подготовлен ведущим специалистом по экономическим вопросам Катанаева Татьяна Викторовна.

Обзор № 1 «ТОП-10/2017. Самые значимые события 2017 года в сфере налогообложения и налоговой политики» читайте здесь.

Обзор № 2 «ТОП-10/2017. Важнейшие законы о налогах 2017 года» читайте здесь.

Обзор № 3 «ТОП-10/2017. Важнейшие события 2017 года в сфере защиты прав налогоплательщиков» читайте здесь.

Обзор № 4 «ТОП-10/2017. Важнейшие правовые позиции Конституционного Суда РФ о налогах 2017 года» читайте здесь.

Обзор № 5 «ТОП-10/2017. Важнейшие события по НДФЛ 2017 года: законодательство и практика» читайте здесь.

Обзор № 6 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере бухгалтерского учета, отчетности и документооборота в 2017 году» читайте здесь.

Обзор № 7 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере гражданского права в 2017 году: законодательство и практика» читайте здесь.

Обзор № 8 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере взимания страховых взносов 2017 года: законодательство и практика» читайте здесь.

Обзор № 9 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере налогового контроля за ТЦО: законодательство и практика» читайте здесь.

Обзор № 10 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере налоговой деофшоризации в 2017 году: законодательство и практика» читайте здесь.

Обзор № 11 «ТОП-10/2017. Малый бизнес и налоги в 2017 году: важнейшие события, законодательство, практика» читайте здесь.

Обзор № 12 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере взимания налога на добавленную стоимость (НДС): законодательство и практика» читайте здесь.

1. Отмена федеральной налоговой льготы по движимому имуществу

С 2013 года действовала льгота по налогу на движимое имущество. Однако власти давно «подбирались» к этой льготе, и в Основных направлениях политики на 2018 год (плановые 2019-2020) Минфин указывал на планы о поэтапной передаче полномочий по предоставлению федеральных льгот по региональным и местным налогам на региональный (местный) уровень (об этом же говорилось и в письме Минфина РФ от 11.01.2017 № 03-05-03-01/168).

Многие надеялись, что эта льгота будет сохранена, или во всяком случае продлена на 2018 год, однако, увы, чуда не случилось – «движимую» и «энергоэффективную» льготы по налогу на имущество сохранили, но весьма условно, передав их на усмотрение регионов.

В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», ст. 381.1 НК РФ была дополнена положением о том, что с 2018 года в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, субъекты РФ могут устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

Разумеется, далеко не все регионы воспользовались таким «правом» и предусмотрели в своих законах льготу по движимому имуществу.

Небольшим утешением является потолок налоговой ставки по «движимости» в размере 1,1%, но после нескольких лет полного льготирования движимого имущества даже эта величина никак не вписывается в заявленную руководством страны концепцию неповышения налогового бремени.

 

2. Налог на имущество уплачивается вне зависимости от даты определения кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости

С 2018 года Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» в п. 12 ст. 378.2 НК РФ был введен новый подпункт 2.1, в соответствии с которым было установлено, что при определении кадастровой стоимости в течение налогового периода по таким объектам как объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, такая стоимость используется как налоговая база с момента утверждения кадастровой стоимости.

Тем самым законодательно устанавливается еще одно существенное различие между объектами, поименованными в подп. 1-2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, обозначаемыми как административно-деловые и торговые центры, и объектами, поименованными в подп. 3-4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Напомним, что условием налогообложения по кадастровой стоимости административно-деловых и торговых центров в силу подп. 1-2 п. 12 ст. 378.2 и п. 2 ст. 375 НК РФ является наличие отверженной на 1 января налогового периода кадастровой стоимости. Такое правило согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ не распространяется на объекты, образованные в течение налогового периода при разделе существовавших на 1 января налогового периода.

 

3. С 2018 года заявить о льготах по имущественным налогам физлицам стало проще

С 2018 года Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ физическим лицам, плательщикам поимущественных налогов существенно упрощен порядок подтверждения налоговых льгот (поправки в п.6 ст. 407 – «Налоговые льготы» гл. 32 НК РФ).

Особенностью нового порядка (что подтверждается новой формой заявления) является предоставление физическому лицу права выбора: направлять в налоговый орган документы, подтверждающие право на льготу, или только сообщать реквизиты таких документов. В последнем случае служащие налоговых органов сами направят запрос в соответствующий орган (организацию), где выдавались указанные налогоплательщиком документы-основания, а затем проинформируют заявителя о решении о предоставлении льготы.

Кроме того, необходимо отметить, что с 2018 года форма заявления о предоставлении налоговой льготы из рекомендательной стала обязательной и буквально через два месяца после принятия Федерального закона № 285-ФЗ Приказом ФНС РФ от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@ была утверждена форма заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному, земельному и налогу на имущество физических лиц.

 

4. В 2017 году продолжался процесс перехода субъектов РФ на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости (статистика)

В соответствии с НК РФ субъекты РФ могут самостоятельно определять дату перехода к налогообложению недвижимости физических лиц и организаций по кадастровой стоимости.

Так, на официальном сайте ФНС РФ (см. здесь) заявлено, что с 2017 года налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости осуществляется в 72 субъектах РФ.

С 2015 года кадастровая стоимость применяется для налогообложения недвижимости физических лиц в 28 субъектах РФ, с 2016 года – еще в 21 регионе, а с 2017 года – еще в 12.

С 2015 года налогообложение административно-деловых, торговых объектов и жилых помещений организаций по кадастровой стоимости осуществляется в 29 регионах, в 2016 году – еще в 19, а с 2017 года – такие решения приняты еще в 8 субъектах РФ.

 

5. Новая форма декларации по налогу на имущество организаций. Новый раздел декларации об объектах недвижимого имущества

 

В 2017 году была утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (Приказ ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271), ранее действовавший по этому поводу Приказ ФНС РФ от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 был признан утратившим силу.

В связи с этим ФНС РФ в письме от 23.06.2017 № БС-4-21/12076 пояснила, что организации за отчетные периоды 2017 года могут представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу как по форме, утвержденной приказом № ММВ-7-21/271@, так и по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895. За налоговый период 2017 года такого выбора не предоставлено.

Главным нововведением в форме декларации является появление раздела 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости».

Так, по каждому объекту недвижимого имущества, облагаемому налогом со среднегодовой стоимости, надлежит представить в виде отдельного блока информацию о кадастровом, условном или инвентарном номере; коде ОКОФ; остаточной стоимости на конец отчетного/ налогового периода.

Контрольная проверка устанавливается как равенство суммарного показателя строк 050 Раздела 2.1 и показателя, указанного в гр. 3 строки 141 Раздела 2.

 

6. Правоприменительная практика поддерживает подходы налоговых органов по сокращению доступа к налоговым льготам по имущественным налогам

Трудно спорить с тем, что налоговые льготы, освобождения и преференции по налогам, сборам и иным платежам, предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах, фактически являются недополученными бюджетной системой финансовыми ресурсами, то есть налоговыми и неналоговыми расходами, именно на этом акцентируется внимание в Основных направлениях политики на 2018 год (плановые 2019-2020). Также финансовое ведомство регулярно указывает на то, что предоставление «налоговых послаблений» должно сопровождаться регулярной оценкой эффективности со стороны региональных властей, а при недостижении поставленных целей должна следовать корректировка либо отмена нормы закона.

Подобные «сигналы», закрепленные в бюджетных и служебных документах Минфина РФ, непосредственно сказываются на работе и подходах налоговых органов, когда они проверяют обоснованность применения тех или иных налоговых льгот налогоплательщиками, причем воплощаются эти процессы в усилении и ужесточении такого налогового контроля.

Очень показательной в связи с этим стала оценка налоговыми органами возможности применения налоговых льгот в виде пониженных ставок при налогообложении «линий энергопередачи».

Так, в 2017 году на уровне Верховного суда РФ достаточно большое количество организаций (например, см. здесь, здесь, здесь) не смогли отстоять право на налоговое послабление по налогу на имущество организаций в виде пониженной ставки. При этом, в частности, не помогли доводы о приоритете метода буквального толкования норм налогового права и о том, что фактически требования налоговых органов не следуют из правил, установленных для обложения «линий энергопередачи».

При этом, пожалуй, наиболее емко такая негативная для налогоплательщиков позиция налоговых и судебных органов сформулирована в постановлении АС Московского округа от 05.07.2017 № Ф05-9021/2017 (дело № А40-118139/2016) (Определением ВС РФ от 03.11.2017 № 305-КГ17-15781): «предоставляют льготу по налогу на имущество организаций исключительно в отношении объектов, имеющих важное хозяйственное значение для государства (автомобилей, поездов, нефти и газа, электроэнергии) в режиме общего пользования, то есть с предоставлением права доступа неограниченному кругу лиц, в то время как иные объекты, имеющие сходные по своему виду и свойствам качества, характеристики, но использующиеся собственниками в режиме не общего пользования, не отвечают требованиям ст. 381 НК РФ».

7. Ужесточение практики по применению налоговых льгот по движимому имуществу. Взаимозависимость сторон, а также реорганизация приводят к невозможности льготирования имущества

Фискальные государственные органы с самого момента введения льготы по движимому имуществу неоднократно (см. здесь, здесь, здесь) высказывались о том, что положения п. 25 ст. 381 НК РФ необходимо толковать сугубо буквально. При этом имущество, поставленное впервые на учет после 01.01.2013, в силу одной лишь передачи между ВЗЛ или реорганизации юридического лица утрачивает статус льготируемого и облагается налогом на имущество.

При этом среди комментариев практикующих специалистов можно было встретить высказывания о том, что такой подход нарушает принцип равенства налогообложения и имеет дискриминационный характер.

Минфином РФ признавалось, что действующая редакция п. 25 ст. 381 НК РФ несколько несправедлива: проведение реорганизации юридического лица приводит к налогообложению имущества даже в тех случаях, когда оно ранее правомерно освобождалось; передача имущества от ВЗЛ не обязательно является признаком злоупотребления (например, в случае осуществления централизованных закупок оборудования через ВЗЛ).

Депутаты Госдумы 23.10.2015 внесли на рассмотрение законопроект № 912150-6, предлагая уточнить формулировку п. 25 ст. 381 НК РФ. При этом предполагалось, что движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, будет подлежать налогообложению лишь в том случае, когда у передающей стороны (реорганизация и ликвидация юридических лиц, передача, включая приобретение, между ВЗЛ) такое имущество было поставлено на учет в качестве основного средства до 1 января 2013 года. Однако 21.04.2017 законопроект был отклонен.

В апреле 2017 года спор по применению положений п. 25 ст. 381 НК РФ рассмотрел Верховный суд РФ, который в своем Определении от 07.04.2017 № 309-КГ17-2129 (по делу № А76-14021/2016) согласился с позицией налогового органа, а также указал на отсутствие в данной норме каких-либо неустранимых неясностей, сомнений и противоречий и отсутствие оснований для применения положений п. 7 ст. 3 НК РФ.

 

8. В 2017 году появилась интересная судебная практика по вопросу квалификации имущества в качестве движимого и недвижимого для целей налога на имущество

Первым обозначилось Постановление АС Московского округа от 10.02.2017 по делу № А40-98958/2016 о неуплате налога со среднегодовой стоимости трубопровода технологического. Признавая доначисления налога законными, суд помимо непосредственных признаков недвижимого имущества, обозначенных в ст. 130 ГК РФ, исходил из того, что спорный объект по своей конструкции изначально не предполагался для его последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте.

Позднее появилось Постановление АС Московского округа от 07.06.2017 по делу № А40-193258/2016 о неуплате налога со среднегодовой стоимости трансформаторной подстанции. «Примечательно», что доначисляя налог на имущество, налоговый орган настаивал на том, что у организации имеется имущество, которое квалифицируется как «единый объект недвижимости» (категория, которую законодательство, в том числе ГК РФ, не устанавливает).

В завершении отметим положительное для налогоплательщиков Решение 9 ААС г. Москвы от 30.10.2017 по делу № А40-6242/2017.

Так, налоговый орган для целей исчисления налога на имущество попытался объединить несколько разнородных объектов, расположенных на одном земельном участке, и указать на их недвижимость. Вместе с тем, такой подход в отсутствие регистрации Единого недвижимого комплекса не был одобрен судом, который указал, что такие объекты как: буроразрыхлительный комплекс на фундаменте, дорожное покрытие, а также система наружного освещения квалифицируются отдельно и недвижимыми не являются.

9. Суды за справедливое формирование региональных перечней объектов, утверждаемых в целях взимания налога на имущество с кадастровой стоимости недвижимости

Рассматривая споры, связанные с «некорректным» формированием региональных Перечней для целей взимания налога с кадастровой стоимости недвижимости, суды исходят из того, что законодательство о налогах и сборах не наделяет органы власти субъекта РФ свободой по своему усмотрению определять способ оценки объекта недвижимости: остаточную или кадастровую стоимость. Если объект недвижимости соответствует критериям, установленным в ст. 378.2 НК РФ, он подлежит включению в Перечень и наоборот.

Так, например, Верховный суд РФ в Определении от 29.12.2017 поддержал выводы АС Уральского округа по делу № А60-52125/2016, указывая на то, что бездействие Правительства Свердловской области, выразившееся в невключении имущества в Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, нарушило права и законные интересы общества как налогоплательщика. При этом в Перечень внесены соответствующие корректировки.

Также в 2017 году появилась практика, когда государственные органы, формирующие Перечень, самостоятельно его корректируют. Так, например, Постановлением Правительства Свердловской области от 12.10.2017 № 728-ПП внесены изменения в Перечень на 2017 год, при этом исключены 5 объектов недвижимого имущества.

10. Внимание! Судебная практика 2017 года: имущество, не до конца сооруженное/построенное, но используемое в хозяйственной деятельности налогоплательщика, является объектом налогообложения

Все чаще именно такой подход признается правильным судами, в том числе когда «незаконченное» имущество сдается в аренду стороннему лицу (см., например, здесь, здесь, здесь).

При этом на положительное разрешение налогового спора налогоплательщик может надеяться, если будет доказано, что в деятельности, направленной на извлечение дохода, задействована лишь незначительная часть имущества (например, см. здесь).

Налоговые органы настаивают, а суды все чаще поддерживают их в том, что включение объекта в состав основных средств, а, соответственно, в состав объектов обложения налогом на имущество, определяется фактом готовности к эксплуатации.

  • 440
  • рейтинг 1

Похожие материалы

Комментарии(0)

Написать комментарий

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.