Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.
Сергей Голубок Александрович юрист
 
Сергей Голубок Санкт Петербург Адвокатская палата г. Санкт-Петербурга
10 лет на Закон.ру
Сергей Голубок
читать блог

Уголовный кодекс России как лоскутное одеяло. Комментарий к новой статье 330.1

31.10.2016 — 12:08

Федеральный законодатель без устали добавляет новые – подчас весьма экзотичные – составы в Особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Они не только весьма хаотически размещены по различным главам кодекса, но и подчас делают их применение на практике невозможным.

Доцент Глеб Богуш и старший научный сотрудник Илья Нузов прекрасно описали парадоксальность недавно появившейся в Уголовном кодексе России статьи 354.1 «Реабилитация нацизма», детально разобрав первый вступивший в законную силу обвинительный приговор, в котором эта статья была применена (http://www.ejiltalk.org/russias-supreme-court-rewrites-history-of-the-second-world-war/).

Реабилитация нацизма теперь втиснута в главу 34 кодекса – «Преступления против мира и безопасности человечества». В главе 32 кодекса – «Преступления против порядка управления» - с недавнего времени почему-то оказалась новая статья 330.1 «Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определённых законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента». Попытки её применения на практике повлекут за собой не меньше проблем и парадоксов, чем с «реабилитацией нацизма».

В соответствии со статьёй 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – «УК РФ») преступлением является злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в реестр, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Уклонение от исполнения не каких-то других из множества обязанностей, которые возложены законом на некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, и их руководителей, а именно одной конкретной обязанности – по представлению государству документов, необходимых для включения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в соответствующий официальный реестр.

В соответствии с пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган, которым является Министерство юстиции Российской Федерации (далее – «Минюст»), ведёт реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Порядок ведения этого реестра определён приказом Минюста от 30 ноября 2012 года № 223.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация признаётся выполняющей функции иностранного агента, если она, во-первых, получает финансирование из иностранных источников, во-вторых, участвует в политической деятельности на территории России.

Не будем погружаться в дискуссию о том, насколько само дискриминационное отношение к некоммерческим организациям, признанным выполняющими функции иностранного агента, соответствует международно-правовым стандартам. В этой связи достаточно обратиться к заключению Венецианской комиссии Совета Европы, которое было выпущено в 2014 году (http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2014)025-e). Точку в этом вопросе поставит Европейский Суд по правам человека, на рассмотрении которого уже находятся десятки жалоб российских некоммерческих организаций, включённых Минюстом в пресловутый реестр.

Остановимся лишь на возможности применения статьи 330.1 УК РФ в действующей редакции на практике исходя из её места в системе нормативного регулирования деятельности некоммерческих организаций и конституционного принципа формальной определённости уголовного закона, который также может оцениваться с позиций статей 7 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Приказ Минюста от 30 ноября 2012 года № 223 исходит из того, что некоммерческая организация включается в реестр выполняющих функции иностранного агента на основании поданного ею заявления, бланк которого является приложением № 1 к этому приказу.

Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», помимо самостоятельной подачи заявления, некоммерческая организация может быть включена в реестр выполняющих функции иностранного агента по решению Минюста в случае её «выявления» по итогам внеплановой проверки, проведённой на основании подпункта 5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В таком случае, исходя из логики закона, подача заявления самой некоммерческой организацией не требуется, она включается в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, на основании соответствующего распоряжения Минюста.

Таким образом, если некоммерческая организация самостоятельно подаёт заявление о своём включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, то состав преступления, предусмотренного статьёй 330.1 УК РФ, отсутствует, так как обязанность, предусмотренная законодательством о некоммерческих организациях, исполнена. В том же случае, если некоммерческая организация включена в реестр выполняющих функции иностранного агента на основании распоряжения Минюста, законодательство о некоммерческих организациях не предусматривает необходимости выполнения руководством такой организации каких-либо дополнительных действий, связанных с её включением в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, следовательно, состав преступления, предусмотренного статьёй 330.1 УК РФ, не может возникнуть в принципе.

Даже не будем упоминать отсутствие какого-либо намёка как в тексте УК РФ, так и в иных актах законодательства на признаки, позволяющие установить наличие «злостности» деяния, криминализованного статьёй 330.1.

В результате несогласованности положений УК РФ, Федерального закона «О некоммерческих организациях» и подзаконных актов Минюста, к которым отсылают положения законов, диспозиция статьи 330.1 УК РФ оказалась сформулирована таким образом, что преступление, предусмотренное этой статьёй, не может быть совершено. Следовательно, статья является излишней и должна быть устранена из имеющегося правового регулирования, а попытки привлечения граждан к уголовной ответственности за совершение преступлений, якобы предусмотренных ею, не согласуются с конституционными принципами правовой определённости уголовного закона и nullum crimen sine lege (см., например, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 1707-О).

Несмотря на это, Следственный комитет России уже возбудил и расследует как именно одно уголовное дело по этой статье (https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/07/06/69176-pervoe-ugolovnoe-delo-v-otnoshenii-inostrannyh-agentov).

 

  • 388
  • рейтинг 4

Похожие материалы

Комментарии(3)

Написать комментарий
  • Артур  Железняк юрист
     
    Артур Железняк Санкт-Петербург
     
    01.11.2016 - 18:16 Артур Железняк
    Пусть вражеские агенты скажут спасибо за то, что их пока не расстреливают без суда и следствия. Финансирование из за границы политических процессов в стране это прямая диверсия, а граждани которые являются представителями таких сил - прямые пособники разрушения нормального политического процесса в стране и фактически - придатели родины!!! Не надо их сажать в наши тюрьмы (там они могут продолжить распространение предательских настроений), не надо тратить деньги граждан на проведение над ними судебного разбирательства . Гнать их из страны!!!! Депортация в 24 часа и лишать паспорта и гражданства !!!! Пусть идут на содержание к своим иностранным спонсорам !!!
    0
  • Артур  Железняк юрист
     
    Артур Железняк Санкт-Петербург
     
    01.11.2016 - 18:24 Артур Железняк
    А если серьёзно , то я полностью согласен с Сергем по этому вопросу. И подобных примеров в нашем УК много. В целом, это свидетельствует о низком уровне законодателей. Надо менять отношение к нормотворчество и правоприменительной практики !
    0
  • Илья Николаевич Кавинский юрист
     
    Илья Кавинский Адвокат, партнер, Юридическая фирма Ru.Courts
    10 лет на Закон.ру
    30.12.2016 - 12:46 Илья Кавинский
    Сергей, а разве в законе нет срока, в течении которого руководитель НКО должен обратиться в Минюст с заявлением о включении в реестр?
    0

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.