Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.

Территории опережающего развития: зачем и кому они нужны

20.01.2015 — 20:09

«Пилите, пилите, пролепетал Паниковский».

«И вообще хватит с нас государственной деятельности. Пора заняться делом!»

Ильф и Петров. Золотой теленок.

          В 2015 г. появятся территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОР), сначала на Дальнем Востоке, а затем, спустя три года после вступления в силу Закона № 473-ФЗ, может быть, и на территории других регионов.

          Соответствующий закон был подписан Президентом 29 декабря 2014 г.

          Таким образом, наряду с особыми экономическими зонами, зонами территориального развития, «Сколково» и ЗАТО появляется еще один специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в части определенного региона.

          По задумке разработчиков ТОР нужны «в целях создания и обеспечения конкурентных условий деятельности территорий опережающего социально-экономического развития… с учетом международного опыта деятельности наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Китай, Сингапур» (см. пояснительную записку к законопроекту).

          Изучали или нет этот полезный и прогрессивный зарубежный опыт разработчики на самом деле – как показывает содержание Закона – большой вопрос.

          На фоне предлагаемых законом «инноваций» формулировка в пояснительной записке к проекту о том, что «предметом правового регулирования законопроекта являются правовые отношения <…> скорее выглядит курьезом, оплошностью торопившихся создателей ТОР, чем грубой юридической ошибкой.

          Первое, что бросается в глаза при прочтении Закона № 473-ФЗ – почти 80% норм этого акта прямо заимствовано из Закона «Об особых экономических зонах» (далее – ОЭЗ). Возможно, что из-за оставшихся оригинальных 20% и стоило придумывать эти особые территории, но анализ Закона приводит к другим выводам.

          ТОР создается на 70 лет (тут напрашиваются аналогии с советским прошлым) по решению Правительства.

         Функции главного действующего лица, как и в ОЭЗ, будет осуществлять управляющая компания (УК) – АО, 100% акций которой принадлежит РФ, а также дочернее общество УК. Правда уже здесь в законе начинаются противоречия – в определении УК законодатель указывает на дочернюю компанию, а далее по тексту – уже речь идет о дочерних компаниях (идет размножение).

Сергей Юрский в роли Остапа Бендера. Худ. фильм «Золотой теленок». 1968.

         Конечно же, имущество УК формируется за счет безвозмездной передачи УК государственной собственности, в отношении которой УК становится собственником. Компетенция УК обширна, начиная с выполнения функций застройщика, организации предоставления коммунальных ресурсов, изъятия земельных участков, оказания госуслуг и заканчивая услугами по ведению для резидентов ТОР бухгалтерского учета. Вопрос об ответственности УК за решение возложенных на нее задач, похоже, законодателем не рассматривался даже гипотетически.

         Чтобы стать резидентом ТОР (ИП, коммерческие организации, зарегистрированные непременно на территории опережающего развития) придется пройти бюрократическую процедуру в управляющей компании, очень похожую на аналогичный механизм получения статуса резидента в ОЭЗ.

         Здесь разработчики проявили творческое начало и добавили к основаниям отказа в признании лица резидентом в ОЭЗ применительно к ТОР такие штуки, как возбуждение в отношении заявителя процедуры банкротства и наличие задолженности по налогам. Почему для ОЭЗ установлены одни основания для отказа, а для ТОР – другие, спишем на прогрессивный зарубежный опыт.

        Статус резидента получили, нужно заключить соглашение с УК об осуществлении деятельности. Соглашение среди прочего может предусматривать обязанность УК в определенный срок заключить с резидентом договор купли-продажи или аренды в отношении необходимого резиденту имущества. Другими словами, речь идет о предварительном договоре. Соглашение может быть расторгнуто по согласию сторон или по решению суда.

        Следовательно, не исключены случаи, когда аффилированное с УК лицо, получившее статус резидента ТОР, получит от УК в собственность имущество, а затем по соглашению с УК прекратит свой статус. А дальше уже ничего не сделаешь – «лицо, утратившее статус резидента вправе распорядиться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению».

Сергей Юрский в роли Остапа Бендера. Худ. фильм «Золотой теленок». 1968.

          Закон содержит перечень оснований для расторжения УК соглашения в судебном порядке в случае существенных нарушений со стороны резидента, но аналогичный перечень нарушений для УК разработчики записать в законе «забыли» (придется резидентам пользоваться ст. 450 ГК РФ).

          Чтобы УК слишком не увлеклась созданием условий для опережающего социально-экономического развития, закон предусматривает наблюдательный совет, состоящий из чиновников и представителей УК. Резиденты на таком наблюдательном совете могут присутствовать (но не принимать решения) только если будут приглашены (!). Заметим, что ТОР задумывались вроде как для резидентов, а не для создания управляющих компаний. Чем будет заниматься сам совет в законе не указано.

          Возвращаясь к предмету регулирования, о которым мы упомянули в самом начале, еще один штрих: «Соглашение об осуществлении деятельности при необходимости содержит другие права и обязанности сторон». Никогда не понимал смысла таких норм – наверное, опять зарубежный опыт.

          Закон предусматривает широкое использование бюджетных средств при создании ТОР, начиная с финансирования строительства, эксплуатации объектов инфраструктуры, обеспечения деятельности специально созданных органов по контролю за уплатой страховых взносов и заканчивая финансированием деятельности УК.

          Естественно, в случае принятия таких серьезных актов в финансово-экономическом обосновании к проекту должны быть указаны примерные расчеты предполагаемых бюджетных расходов. Но обоснование к проекту оказалось следующим: «принимая во внимание общий институциональный характер законопроекта, дать конкретную оценку влияния их принятия на федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований не представляется возможным».

          При этом если Закон «Об ОЭЗ» хотя бы предусматривает в качестве одного из условий соглашения о создании ОЭЗ показатели эффективности функционирования ОЭЗ и обязательную ежегодную оценку эффективности, то в отношении ТОР таких норм, даже общего характера, просто нет.

Леонид Куравлев (Шура Балаганов), Сергей Юрский (Остап Бендер), Зиновий Гердт (Паниковский). Худ. фильм «Золотой теленок». 1968.

          Есть только формулировка о том, что одной из целей создания наблюдательного совета является оценка эффективности развития ТОР, однако объективность такой оценки, с учетом состава совета (чиновники и представителей управляющей компании), под большим вопросом.

          Помимо УК и наблюдательного совета Правительство создаст на территории Дальнего Востока «институты развития» – коммерческие и некоммерческие организации, которые, согласно закону, будут «привлекать резидентов, поддерживать и финансировать проекты (как это будет сочетаться с компетенцией УК – вопрос открытый), а также, конечно же, «развивать человеческий капитал».

          Налоговые льготы, которые будут предоставлены резидентам ТОР (обнуление налоговой ставки по федеральной части налога на прибыль организаций, сокращение региональной ставки до 5%), включение резидентов в перечень лиц, которые вправе применять заявительный порядок возмещения НДС, «тонут» в бюрократическом болоте нового закона.

          За всеми этими институциональными нагромождениями, непроработанными и коррупционными, уходит из виду продекларированная цель закона – сделать из Дальнего Востока регион, привлекательный для жизни и бизнеса. В центре внимания законодателя почему-то управляющая компания, а не резиденты. Не просчитанные расходы (где же наш Минфин!) на содержание новых «институтов развития» вполне могут оказаться больше, чем уровень частных инвестиций, в которых так нуждается Дальний Восток.

  • 6375
  • рейтинг 0

Похожие материалы

Комментарии(0)

Написать комментарий

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.