Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.

Минфин опубликовал важное письмо о бенефициарной собственности

17.10.2014 — 21:22

Хотел поделиться с уважаемой публикой некоторыми рассуждениями на тему набирающей популярность концепции "бенефициарной собственности" для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения РФ.

Так, недавно вышло Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 июля 2014 г. N 03-08-05/36499 Об определении документов, необходимых для определения фактического получателя дохода в виде дивидендов (бенефициарного собственника)

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70634916

При применении концепции "бенефициарного собственника" для целей налоговых соглашений у налогового агента возникает следующая проблема имплементации.

Допустим, российская компания - налоговый агент заключила договор займа с иностранной компанией-заимодавцем (аналогично можно говорить и о лицензионном договоре, или о выплате дивидендов).

У налогового агента есть обязательство по уплате сумм в адрес иностранного контрагента (проценты, роялти) или акционера (дивиденды). Такие доходы могут облагаться пониженными ставками по соответствующему налоговому соглашению, но лишь при условии, что их иностранный получатель является "бенефициарным (или "фактическим") собственником" (подробнее см. Письмо Минфина России от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236).

Налоговый агент несет бремя определения статуса иностранного получателя дохода как фактического собственника, равно как и риск совершения ошибки в таком определении. Если налоговый агент ошибочно применил нулевые или пониженные ставки налога у источника, то он несет риск доначисления налога в полной сумме (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

При этом в самом НК РФ или даже письмах Минфина довольно трудно изложить четкий или закрытый перечень критериев, характеризующих иностранного получателя как должного "собственника" дохода. Попытка установления общих принципов делается в законопроекте о деоффшоризации. 

Однако сама концепция бенефициарной собственности существует уже давно в качестве "контекста" применения уже заключенных РФ международных договоров, поэтому ее закрепление на уровне закона лишь создает большую правовую определенность, но не вводит ничего фундаментального нового.

Тем не менее, характер и способ подтверждения статуса иностранного контрагента выходит за рамки российского законодательного нормативного налогового регулирования и переходит в область обычного международного (налогового права). Взаимоотношения между агентом и получателем, таким образом, должны основываться на международных обычаях, то есть на примерном аналогичном поведении налоговых агентов в иностранных государствах, применяющих аналогичные нормы.

Попытка нормативного разъяснения тех действий и документов, которые могли бы помочь сторонам по международной сделке придти к разумному соглашению о придании иностранному получателю дохода статуса лица, имеющего право на применение пониженных ставок. Как уже было отмечены выше, это взаимодействие является частью их гражданско-правовых отношений.

В рассматриваемом письме Минфин обратил внимание на то, что ст.232 и 312 НК РФ, определяющие порядок действия международных договоров об избежании дойного налогообложения, не обязывают российских налоговых агентов осуществлять процедуры по выявлению реальных распорядителей доходов иностранных налогоплательщиков, предоставивших сертификат резидентства - в самом деле, эти статьи лишь предполагают наличие сертификата резидентства, подтверждающего само право иностранного контрагента на получение льгот по международному договору.

Между тем, обязанность налогового агента принять меры к определению статуса 
иностранных контрагентов как фактических получателей доходов "не является для него излишней" (согласно Минфину), поскольку это им необходимо для установления правильно ставки налога у источника. Для этой цели налоговый агент, по мнению Минфина, вправе запросить, например:

- документы, подтверждающие (опровергающие) наличие договорных или иных 
юридических обязательств перед третьими лицами (пример из практики - не должен ли иностранный заимодавец перечислить всю сумму полученных процентов по "зеркальному" обязательству перед основным кредитором, находящимся в офшорной юрисдикции - т.н. структуры back-to-back); 

- документы, подтверждающие (опровергающие) предопределенность 
последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам (пример из практики - "орфанные" структуры для выпуска евробондов или для секьюритизации);

- документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, фактической предпринимательской деятельности (пример из практики - существует ли реальный офис компании-заимодавца в стране ее регистрации, нанят ли там персонал, осуществляется ли оттуда управления деятельностью такой компании).

В письме перечисляются и другие документы, которые рекомендуется запрашивать налоговому агенту, а также отмечается, что приведенные примеры запросов и документов далеко не исчервывают все возможные ситуации. 

Общая мысль Минфина, которая сквозным образом прослеживается из логики письма, заключается в том, что льготы должны предоставляться лишь компаниям, имеющим "экономическое присутствие" (substance) в юрисдикциях своей регистрации. Иначе чем объяснить рекомендацию о документах, подтверждающих наличие предпринимательской деятельности иностранного получателя дохода?

На мой взгляд, это письмо является значительным шагом вперед на пути подготовки налоговых агентов и их иностранных контрагентов к созданию условий для должного применения концепции "фактической собственности" для целей налоговых соглашений РФ.

  • 4706
  • рейтинг 3

Похожие материалы

Комментарии(1)

Написать комментарий
  • Денис Александрович Шурупцев юрист
     
    Денис Шурупцев Санкт-Петербург юрист, ООО "СЦЕВОЛА"
     
    18.10.2014 - 15:22 Денис Шурупцев
    Лично мне этот вывод казался очевидным с экономической точки зрения.
    1

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.