Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
 
 
 
закрыть
Информация
Чтобы оставить комментарий на www.zakon.ru, необходимо зарегистрироватся.
закрыть
Information
Please note that this is beta English version. Some pages may not be translated. If you experience difficulties, please contact our administrator: moderator@igzakon.ru . We will be happy to assist.
Дмитрий Жданухин Юрьевич юрист
 
Дмитрий Жданухин Центр развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий
 
Дмитрий Жданухин читать блог

PR на службе юридического департамента: что нужно знать?

26.04.2012 — 7:39

Эту заметку начну с кейса: юридический департамент крупной строительной компании столкнулся с непонятной ситуацией, в которой коллекторское агентство, ведя взыскание с организации, возможно, когда то связанной с их холдингом, может поставить под угрозу репутацию холдинга. Юрдепартамент готовит исковое заявление и потом подает его. Вроде все правильно?

Однако, после подачи искового заявления, ситуация, о которой информации раньше практически нигде не было, выходит в публичную плоскость. Более того, когда в удовлетворении исковых требований крупной строительной компании было отказано,появляется новая статья в СМИ. Кстати, вот эти публикации:

http://www.izvestia.ru/news/508427 Начало ситуации

http://www.izvestia.ru/news/521839 Вынесение решения суда

По моему мнению, в описанной ситуации руководитель юридического департамента не учел PR-последствий, а вышестоящее руководство сделало ставку на чисто юридический вариант решения проблемы.

Ситуаций, где право и PR оказываются переплетены становится все больше и, как я считаю, стоит ставить вопрос о работе с PR-компетенцией руководителей юридических служб.

При этом надо учитывать разные варианты взаимодействия права и PR:

     1) PR-освещение юридических процессов (одностороннее информирование или коммуникация с обратной связью). PR не влияет на юридическую деятельность. Это наиболее часто встречающийся вариант в настоящее время.

     2) PR-освещение юридических процессов с целью достижения благоприятных для развития юридической деятельности условий. Юридическая деятельность определяет цели PR.

     3) Общая стратегия, в рамках которой используются правовые и информационные (PR) способы воздействия. В таких условиях право иногда подчинено PR-стратегии (проявляться это может в ведении заведомо проигрышных дел в целях привлечения внимания к проблеме, получения дополнительной информации и т.д.).

     Организационно PR-сопровождение юридической деятельности может осуществляться как:

     1) Совмещение функций юриста и PR-специалиста в одном лице;

     2) Специализация в рамках одной организации (отдельно юристы, отдельно PR-специалисты)

     3) PR-аутсорсинг, т.е. обращение за PR-сопровождением к сторонним организациям и экспертам.

Второй и третий вариант предполагают умение правильно поставить задачу PRщикам и соответствующую компетенцию руководителя юрдепартамента.

Именно юристов стоит учить PR по следующим причинам:

1) Понимание границ воздействия

Именно юристы хорошо представляют установленные границы возможного воздействия на отдельных людей и аудитории. Часть границ установлены законодательством (другие определяются особенносятми информационного и психологического плана) и нарушение их может привести к применению государственного принуждения.

У PR-специалистов, политтехнологов обычно присутствует внешнее юридическое сопровождение, правовая экспертиза их деятельности. «Нарастить» гуманитарно-технологическую (PR) компетенцию, как мне представляется, проще, чем юридическую. Дело в том, что право как одна из наиболее старых гуманитарных технологий за время своего развития просто стало больше по объему знаний и сложнее, чем PR.

Тут правда отметить, что юристы часто чрезмерно догматически относятся к границам, установленным действующим законодательством, и вместо того, чтобы искать возможности, видят препятствия. Например, многие юристы скажут, что требование передать денежные средства под угрозой распространения позорящих сведений — это всегда шантаж. Однако если проанализировать текст уголовного закона и практику (например, вот это дело ) получится, что такая угроза не будет уголовно наказуема, если ее реализация причинит вред незаконнным интересам шантажируемого

2) Знание систем, в которые включены лица, которые осуществляется воздействие

В юридическое образование обязательно включено исследование хотя бы формальных систем, связанных с правопримением (правоохранительные органы, органы государственного и муниципального управления и т.д.). Эта информация важна, чтобы организовать системное и интенсивное PR-воздействие. Другое дело, что, кроме знания формальной иерархии, важно понимать какие реальные отношения могут быть между элементами этих систем (представителями ведомств). Например, в условиях сложившегося конфликта прокуратура — следственный комитет отношения представителей этих ведомств могут, как мне кажется, отличаться от варианта, предусмотренного законодателем.

3) PR-инструментарий дает возможности достижения целей, которые клиенты (включая государство для юристов-правоохранителей) ставят именно перед юристами

Правда в отношении этого пункта иногда наблюдается парадокс, когда работодатель уже не требует от юриста при взыскании долга получения реальных денежных средств, понимая, что тот обычно может обеспечить только решение суда и ворох жалоб на приставов или заявлений и жалоб в милицию. Есть весьма неприятное системное следствие этой ситуации — юристу иногда не платят за результат, а значит он часто и не заинтересован в освоении новых компетенций, которые позволят ему быть эффективнее.

Давайте обсудим?

  • 2715
  • рейтинг 6

Похожие материалы

Комментарии(11)

Написать комментарий
  • Юлия  Олеговна Вербицкая юрист
     
    Юлия Вербицкая Екатеринбург HoReCa-юрист
     
    27.04.2012 - 22:14 Юлия Вербицкая
    Зачастую юрфирмы или не имеют PR-службу, или делают это несколько убого. Лучше привлекать хороших пиарщиков через аутсорсинг. ИМХО
    2
    свернуть комментарии (1)
    • Дмитрий Юрьевич Жданухин юрист
       
      Дмитрий Жданухин Генеральный директор, Центр развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий
       
      28.04.2012 - 6:24 Дмитрий Жданухин автор   »   Юлия Вербицкая
      спасибо за комментарий.
      Я считаю, что аутсорсинг, прежде всего, подходит, когда речь об освещении юридических процессов без цели повлиять на них. В ином случае даже для сторонней организации четко поставить основные и промежуточные цели стоит юристам (конечно, вместе с руководством компании).
      Если вернуться к кейсу, с которого начинается заметка, то аутсорсинг в сопровождении возникшей информационной угрозы особо ситуацию бы не исправил, т.к. повод для распространения информации юристы уже дали.

      Я все больше склоняюсь к идее совмещения юридической и PR-компетенции и даже "увидел" примеры такого же отказа от разделения труда, т.е. нивелирования значения некоторых узких квалификаций, сложившихся исторически. Как мне кажется, такая ситуация складывается в отношении журналистов с появлением блогов и социальных сетей. Сами потребители информации становятся носителями своего рода журналистской компетенции
      1
  • Алексей Александрович Шарон юрист
     
    Алексей Шарон Иваново Частная практика
     
    28.04.2012 - 11:02 Алексей Шарон
    Я глубоко убежден, что многими сейчас просто недооценивается роль PR сопровождения. Реальных специалистов очень мало, а поскольку ничего непонятно, все сводится к невежественной критике - это все ерунда :)
    Одно но. На PR не стоит зацикливаться, это один из инструментов, причем уникальный и может помочь в совсем безнадежных ситуациях. А так, весь имеющий инструментарий надо использовать комплексно.
    3
    свернуть комментарии (1)
    • Дмитрий Юрьевич Жданухин юрист
       
      Дмитрий Жданухин Генеральный директор, Центр развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий
       
      28.04.2012 - 11:29 Дмитрий Жданухин автор   »   Алексей Шарон
      Алексей, спасибо за комментарий.

      Я согласен, что не стоит пытаться мудрить, если потенциал обычных инструментов не исчерпан, но есть несколько важных моментов:
      1) Иногда PR-воздействие не для безнадежных случаев, а для более оперативного достижения результата, чем при использованию юридических инструментов.
      2) Есть определенные эффекты, которые только юридическим инструментарием сложности достигаются, а соединением права и PR наоборот достаточно легко. Например, профилактический эффект, т.е. предупреждение потенциальных правонарушителей. Кстати, именно этот эффект может важным при выходе банков в публичную плоскость в ходе решения отдельных долговых проблем (конфликт Номос-банка и депутата Валерия Селезнева и др. примеры).
      2
  • Алексей Александрович Шарон юрист
     
    Алексей Шарон Иваново Частная практика
     
    28.04.2012 - 11:31 Алексей Шарон
    На мой взгляд оптимальный вариант - 3) PR-аутсорсинг, т.е. обращение за PR-сопровождением к сторонним организациям и экспертам.
    Это не техническая работа, ее нельзя дела "на бегу". Этим должны заниматься специалисты.
    Вариант "1) Совмещение функций юриста и PR-специалиста в одном лице;" - необходимы существенные затраты в обучение, и главное, а хочет ли обучаемый учиться? Если нет, то все будет как "об стенку горох".
    Вариант: "2) Специализация в рамках одной организации (отдельно юристы, отдельно PR-специалисты)" Здесь как всегда специализация даст свои минусы- одни не будут понимать других, будут постоянные стычки. Кроме того это затратно держать целый штат.
    Вот как-то так :)
    1
    свернуть комментарии (1)
    • Дмитрий Юрьевич Жданухин юрист
       
      Дмитрий Жданухин Генеральный директор, Центр развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий
       
      28.04.2012 - 14:26 Дмитрий Жданухин автор   »   Алексей Шарон
      Спасибо за комментарий. Насчет обучения, действительно, сейчас юристы редко хотят приобретать в качестве дополнительной pr-компетенцию, да и предложения такого на рынке допобразования юристов пока нет. Однако постараемся это изменить. Как раз в мае я буду проводить спецкурс Право и PR в МГИМО
      1
  • Алексей Александрович Шарон юрист
     
    Алексей Шарон Иваново Частная практика
     
    28.04.2012 - 14:39 Алексей Шарон
    Да не только юристы :) Если человек не хочет учиться, его невозможно чему-либо научить - процесс должен быть активным с его стороны. Но, конечно, всегда и найдутся желающие. Вот если желание есть, научиться можно чему угодно :)
    «Как раз в мае я буду проводить спецкурс Право и PR в МГИМО»

    Это очень здорово!
    1
    свернуть комментарии (1)
    • Дмитрий Юрьевич Жданухин юрист
       
      Дмитрий Жданухин Генеральный директор, Центр развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий
       
      28.04.2012 - 23:04 Дмитрий Жданухин автор   »   Алексей Шарон
      сейчас идет стадия, когда важно сформировать предложение, которое повлечет спрос

      судя по слушателям моих семинаров через описание методик интерес рождается у 70-80 % участников, но готовность реально учиться у менее, чем 30 %

      в этом плане интересный диалог у меня состоялся во Вьетнаме, когда во время подготовки семинара по коллекторской деятельности, я говорил, что, возможно, юристы не очень подходящая категория для обучения, т.к. у них амбиции лежат в сфере юриспруденции, а не коллекторства. Точно также один знакомые руководитель группы правовых компаний говорит, что он понимает актуальность соединения права и PR в варианте корпоративного коллекторства, но его цели лежат в плоскости юридического бизнеса. Коллега из Казахстана в свою очередь указывает на то, что рынка корпоративного коллекторства в России пока нет, так как, добавлю я, рынка юридического PR
      0
  • Ульяна  Степанова юрист
     
    Ульяна Степанова Челябинск Генеральный директор, LEGAL ADVISER
     
    28.04.2012 - 22:05 Ульяна Степанова
    Используя в своей деятельности технологию корпоративного коллекторства (PR-сопровождение взыскания долга) могу сказать следующее. Есть опыт самостоятельного PR-а и есть опыт привлечения профессиональных журналистов. И то и то необходимо, но в нужное время в нужном месте. Например, для организации пресс-конференций и подготовки т.н. информацонного повода хороши журналисты, но! с нашей чуткой корректировкой материала. Распространяя инфомацию о долговой проблеме, действуем исключительно сами, Но! с поддержкой эксперта - в нашем случае Димы Жданухина (за что ему респект, пользуясь случаем)))
    Что касается того, что юристам (например, противной стороны) необходимо оценивать риски, когда в деле участвуют оппоненты - юристы с PR-инструментом - 100%! И пример Димы, с которого начат пост, лучшее тому подтверждение, ибо пренебрежение этим фактом может иметь далеко идущие последствия:)
    1
    свернуть комментарии (1)
    • Дмитрий Юрьевич Жданухин юрист
       
      Дмитрий Жданухин Генеральный директор, Центр развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий
       
      28.04.2012 - 23:07 Дмитрий Жданухин автор   »   Ульяна Степанова
      Спасибо за поддержку

      для смысловой нагрузки я бы добавил, что умение сочетать оценку реального и маркетингового эффекта тех или иных юридических/коллекторских действий и их PR-сопровождения, вполне возможно должно лежать в плоскости коммуникации юристов и PRщиков
      1
  • Ульяна  Степанова юрист
     
    Ульяна Степанова Челябинск Генеральный директор, LEGAL ADVISER
     
    29.04.2012 - 12:04 Ульяна Степанова
    Умение сочетать оценку невозможно без опыта в применении, как мне кажется. Опыт возможен лишь через конкретные дела, вышедшие в публичную плоскость. Это означает, что подготовка в этих вопросах нужна качественная. Курс права и PR - отличная идея для ВУЗов!
    0

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.