Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться.
 
Анатолий Шашкин Анатольевич юрист
 
Анатолий Шашкин НО "Фонд борьбы с коррупцией"
 
Анатолий Шашкин читать блог

Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ: лучше бы не согласовывали

06.05.2013 — 12:48

 

Госкорпорации, госкомпании, ГУПы и МУПы, хоз. общества с государственным участием представляют собой, по сути, децентрализованную публичную собственность и финансы.

Порядок участия данных организаций в гражданских правоотношениях не может быть аналогичным тому, который предусмотрен для обычных частных компаний.

Именно поэтому и принят Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (№ 223-ФЗ), который регулирует закупочную деятельность вышеуказанных организаций. 

То, что этот закон что-то регулирует, это, конечно, громко сказано. Закон обязывает "отдельных видов" делать только две вещи:

размещать информацию о своих закупках на сайте zakupki.gov.ru;

придумать и прописать в своих положениях способы и процедуры закупок.

И все, больше никакой регламентации 223-ФЗ не содержит. Правда, даже это не мешает госкорпоратам нарушать данный закон. Нарушения носят массовый характер (примеры нарушений мы уже подробно и неоднократно описывали на страницах LJ). 

Руководитель ФАС России Игорь Артемьев считает, что "идет профонация 223-ФЗ". Замруководителя ФАС России Андрей Царьковский заявляет о том, что закон надо менять. Характеризуя ситуацию с закупками по 223-му закону, очень точные и емкие, по нашему мнению, слова подобрал на одной из пресс-конференций Руководитель Московского УФАС Рачик Петросян: "Кто в лес, кто по дрова"; "вакханалия"; "верх цинизма". 

Полагаем, что прежде чем что-то менять и совершенствовать необходимо сделать так, чтобы уже имеющиеся в законе положения заработали. Для этого необходимо, как минимум, ввести административную ответственность за его нарушение, КОТОРОЙ ДО СИХ ПОР НЕТ (несмотря на то, что закон действует уже второй год). Есть лишь фасовский проект закона о внесении изменений в КоАП РФ, предусматривающий такую ответственность, который уже второй год находится на этапе межведомственных согласований. Данный законопроект предусматривает более чем скромные штрафы за нарушение положений 223-ФЗ. Как оказалось, нашлись противники даже таких умеренных санкций. 

Так, Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ), участвующая наряду с министрерствами и ведомствами в обсуждении данного законопроекта, считает, что "отдельные виды" трогать не стоит. Статья генерального директора НАИЗ Сергея Габестро под названием "Штрафы за нарушение 223-ФЗ согласуют с НАИЗ" изобилует аргументами, ссылками на решения Конституционного суда РФ и Европейского Суда по правам человека в подтверждение данной позиции. Давайте посмотрим, на сколько справедливы доводы автора статьи.

1. По мнению Сергея Габестро, ФАС России не должна возбуждать большое количество "копеечных" дел, а должена сосредоточится на расследованиях, влияющих на общее состояние конкуренции в стране. А полномочия по проверке соблюдения требований 223-ФЗ лучше вообще передать какому-нибудь другому ведомству.

Мы совершенно согласны с тем, что ФАС не должена заниматься "копеечными" делами. В с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Нынешний законопроект является в этом смысле мертворожденным, т. к. предусматривает сравнительно небольшие штрафы, которые госкорпораты будут с удовольствием платить. Такие штрафы не соответствуют цели административного наказания.

Игорь Артемьев считает, что "нужно двигаться к существенному ужесточению 223-го закона": до 5 млн рублей штрафа за однократное нарушение для компаний с годовым оборотом более 10 млрд рублей. "Если будет десять нарушений подряд, соответственно, штраф составит 50 млн рублей, сто нарушений - 5 млн умножается на сто, - заявил Артемьев.  

Позиция "РосПила" по данному вопросу во многом совпадает с Руководителем антимонопольного ведомства - штрафы должны быть большими. Крупные штрафы сделают многие "схемы" нерентабельными, что заставится отказаться от них. Следовательно, должно будет сократиться и количество возбуждаемых ФАС административных дел, а те дела, которые все же будут возбуждаться, уже не будут характеризоваться как "копеечные". Однако мы считаем, что необходимы не только штрафы, но и дисквалификация должностных лиц организаций за повторное нарушение 223-ФЗ.

Что касается передачи полномочий по проверке соблюдения 223-ФЗ вместо ФАС какому-нибудь другому, то, полагаем, что данное предложение также является не очень удачным. Думаем, что с нами в этом согласится и само антимонопольное ведомство.

2. Сергей Габестро пишет о несоразмерности штрафных санкций степени общественной опасности административных правонарушений, что "высокие штрафные санкции являются тяжелым финансовым бременем для юридических лиц". После тезиса о том, что ФАС не должен заниматься "копеечными" штрафами, согласитесь, это звучит как-то странно.

Опять же, мы согласны с тем, что размер штрафов неадекватен совершаемым правноарушениям. Но только мы считаем, что штрафы несоразмерно малы. Считаем, что размер штрафных санкций надо привязать к следующим величинам: а) начальная цена контракта; б) размер организации (см. более подробно об этом). Максимальный размер штрафа для юр. лиц должен составлять 5 млн рублей.

3. Далее, автора статьи отмечает, что предлагаемые законопроектом  меры - это вмешательство в "сферу гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов", они создают "неадекватное регуляторное воздействие на корпоративный сектор". И вообще, по мнению Сергея Габестро, нарушения не представляют никакой общественной опасности, не нарушают чьих-либо интересов, а зачастую "вообще не являются нарушениями со стороны заказчика, а вызваны сбоями в работе официального сайта".

С этим нельзя согласиться. Как уже было отмечено, речь идет о децентрализованных публичных финанасах и публичной собственности. В одном случае они передаются в "собственность" юр. лица в качестве взноса учредителя (госкорпорации), в другом - передаются юр. лицу на ограниченном вещном праве (ГУПы и МУПы), в третьем - передаются юр. лицу в собственность в обмен на совокупность корпоративных прав и прав требования (хоз. общества с государственным участием) и т.д. Иными словами, все они так или иначе финансируются за счет бюджетных средств и иного государственного имущества. Поэтому всем нам как налогоплательщикам (а юристам "РосПила" еще и как общественным контролерам) должно быть небезразлично, как и на что "отдельные виды" тратят свои средства.

Отдельного упоминания заслуживает деятельность госкорпораций и госкомпаний. На сегодняшний день значительная часть публичного сектора экономики сконцентрировалась в руках данных организаций. Считается, что они являются инструментом, посредством которого в настоящее время возможна реализация крупнейших национальных проектов. Некоторые из них даже обладают властными полномочиями (АСВ, Росатом). Каких-либо заметных результатов от реализации национальных проектов мы не ощущаем, зато прекрасно ощущаем отсутствия адекватных публичных процедур контроля за использованием активов данных организаций. На них вообще хорошо было бы распространить нормы антимонопольного законодательства и законодательства о приватизации (в части предоставления и отчуждения их имущества) и нормы о госзакупках, так как многие из них фактически ничем не отличаются от федеральных орагнов исполнительной власти (от федеральных агенств, например).

4. Тезис автора статьи о том, что 223-ФЗ не возлагает обязанностей на должностных лиц, а, следовательно, должностные лица не должны привлекаться к административной ответственности, оставим без комментариев.

Итак, мы считаем, что позиция НАИЗ не основана на сколько-нибудь убедительных доводах. Вероятно, ее можно объяснить тем, что НАИЗ как некоммерческое партнерство обязано продвигать и защищать интересы своих членов, которыми, в частности, являются: ГК "Росатом", ОАО "Атомэнергопром", ОАО "Газпром нефть", ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", ОАО "РАО ЭС Востока", ОАО "Ростелеком" и некоторые федеральные ГУПы.

"РосПил" положительно относится ко многим инициативам наших коллег из НАИЗ. Например, к предложениям по совершенствованию порядка общественного обсуждения закупок, порядка разработки и принятия актов планирования и нормирования в рамках будующей Контрактной системы. Однако позиция НАИЗ в отношении административной ответственности за нарушение 223-ФЗ, по нашему мнению, идет вразрез с публичными интересами - интересами общества и государства.

  • 10911
  • рейтинг 0

Комментарии(1)

  • сортировать по:
  • времени
  • рейтингу
Написать комментарий
  • Екатерина  Трубина юрист
    28.06.2013 - 15:10 Екатерина Трубина
    Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» должно восполнить юридический пробел, существующий в административном законодательстве в отношении процедур закупок. Не смотря на то, что статьей 7 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрено, что за нарушение требований Федерального закона о закупках виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, до сих пор отсутствует административная ответственность за такие нарушения.

    До сегодняшнего момента в Административном кодексе существуют санкции за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, установленных Федеральным законаом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которые не могут применяться к закупкам, которые проводятся отдельными видами юридических лиц. Таким образом, единственная норма, которая может быть применена к заказчику при закупке товаров, работ, услуг это п.2.1. ст.19.5 КоАП, который предполагает ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний антимонопольного органа о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений (в том числе произвести пересчет оценок заявок, внести изменения в документацию о закупке, отменить протоколы и др.). При нарушении же положений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», к примеру неразмещении на сайте www.zakupki.gov.ru положения о закупке, информации о закупке или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке, а также осуществлении заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ виновные лица не могут быть привлечены к административной ответственности в связи с отсутствием в Административном кодексе соответствующих норм.

    0

 
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.

 

Партнёры рубрик

Поделиться